- Конечно, основные события революционного 1917-го происходили в Петербурге, но в Москве тоже было пролито много крови, - рассказывает Алина Сапрыкина, директор музея Москвы и сокуратор выставки. - Место для экспозиции выбрано невероятно точно. Здесь хранилось продовольствие для армии, для юнкеров. В октябре 1917-го на этом месте шли очень тяжелые бои между солдатами и юнкерами.
Алина помогает нам разобраться в особенностях имперской и постреволюционной моды. Вот бальное платье из шелкового шифона. "Принадлежало русской миллионерше и владелице завода "Петровская водка" Татьяне Налбандовой-Самсоновой". Жемчужные нити, роскошная вышивка. В начале прошлого века в тренде были всевозможные оттенки лилового. Перед сногсшибательным ярко-лиловым платьем с накидкой можно стоять бесконечно. Вероятно, это тот самый образ Прекрасной дамы, загадочной "Незнакомки" - "...И веют древними поверьями / Ее упругие шелка, /..."! Куратор тоже в восторге, но уточняет, что такой экстравагантный наряд по цвету могли себе позволить лишь самые смелые. Еще один наряд из нежнейшего розового и оливкового шелка, ручная расшивка: металлизированная нить, стразы, пайетки.
- Автору можно только аплодировать, - восхищается куратор. - Такие вещи носили дамы высшего общества, актрисы. Это платье очень дорогое - индивидуальная работа. Оно могло стоить от 250 до 750 рублей (корова стоила 8 рублей, крестьянская лошадь - 12). Поэтому даже у очень богатых дам было не так уж и много платьев. А вот это уже такой модерн, что дальше некуда, - Алина останавливается у белого, с голубовато-серым принтом, наряда, - аппликация по шелку, несколько техник, выглядит потрясающе.
Хорошо развитая экономика всегда дает красивую моду, резюмирует историк.
Эмансипация, учеба на курсах, преподавательская и научная работа становятся смыслом жизни многих думающих женщин. Появляется мода на тальер, прогулочный костюм.
- Осознание того, что война уже идет, всегда приходит слишком поздно, - куратор ведет нас к экспозиции Первой мировой. - Здесь звучит тема медсестры, хотя в таком наряде - простое коричневое платье и белый фартук - медсестры уже ходили во время Крымской войны.
Пройдет еще несколько лет, подол отрежется, талия уйдет вниз, появится чарльстон и знаменитое платье Эллочки-людоедки. Но это будет позже. А пока война. Война укорачивает юбки до икры, делает силуэт платья удобным и прямым. Женщина уже не нимфа и муза, она - актриса, поэтесса, художница, мыслитель.
Война несет прилив патриотизма, отказ от иностранного. Русские модницы отдают предпочтение изделиям русских фабрикантов. В моде синие шелковые блузки с отделкой бело-сине-красной каймой, в цвет государственного флага.
- Жизнь у всех изменилась, страна надела серые шинели, мы испытываем то успех, то горькое поражение. Вот эти фото мучительно близкие, - экскурсовод Тамара Троицкая показывает на популярные общие солдатские снимки (вспомните "Солнечный удар" Михалкова), - у меня есть такие же, на них мой прадед с саблей и Георгиевским крестом.
Но вот он - 1917-й. Шелк и прочие изысканные ткани дорожают и становятся дефицитом. Быть модным - значит быть контрреволюционером. Поэтому революционный подиум сдержан и прост. Шинели, мужские и женские костюмы в народном стиле. Вот модная приталенная шинель с синими разговорами (петлями) и буденовкой. Над эскизами новой солдатской одежды еще до войны работали Васнецов и Билибин.
- Хотели, чтобы было удобно и по-русски, - поясняет Троицкая. - Опытная партия в итоге пролежала на складе, пришла Красная армия, и "богатырка", придуманная Васнецовым, стала буденовкой.
Дамы надевают холщовые платья, прямые юбки из солдатского сукна, ситцевые блузы и матерчатые куртки. Главный атрибут революции - красная косынка. Ее сдвигают на затылок и завязывают сзади. В моде платье рубашечного кроя с вышивкой "в стиле "а-ля рус". Этот новаторский по тем временам наряд принадлежал актрисе Алисе Коонен.
- Возможно, платье сделано по эскизам великого модельера Надежды Ламановой, - предполагает экскурсовод. - Актриса дружила с ней.
Русские мотивы были модными среди новой революционной аристократии, мода на русское захлестнула и заграницу. За платье в народном стиле Ламанова получила Гран-при на парижской выставке.
Под стеклом тарелки с агитационными сюжетами, записная книжка на 1917 год, программка анонсирует "Второй вечер Айседоры Дункан".
Агитфарфор еще одна примета эпохи перемен. Его делали на старом белье (тарелка без рисунка). Тамара говорит, что теперь его мало и он очень ценится, потому что выпускали такую продукцию непродолжительное время.
Здесь же растиражированное учебниками и фотоальбомами выцветшее знамя-лозунг "Вся власть советам!".
- Любая социалистическая страна имела такой флаг, - говорит Алина Сапрыкина. - Это научная реконструкция. Такое знамя, сшитое из красной и белой рубашек (белые буквы вырезаны и пришиты аккуратными стежками к красной материи), несли на Красной площади в октябре 17-го, когда столкнулись юнкера с солдатами-"двинцами".
Русская эмиграция в 20-е годы живет совсем другой жизнью. Многие все еще хранят верность стилю дореволюционной России. Дорогие ткани, роскошные платья, меха. Отправляясь в изгнание, часть аристократии захватила с собой предметы псевдорусской моды - придворные платья и кокошники. Русские эмигрантки занялись шитьем, вязанием, шляпным делом, росписью по шелку, изготовлением белья, а многие из них стали первыми знаменитыми манекенщицами (как княгиня Наталья Палей) .
В СССР в 20-х появляется новый тип женщин - они ходят на работу в департамент, служат в армии, работают в милиции. Длина юбки резко укорачивается.
- После Первой мировой пришли домой искалеченные мужчины, которые не могли встать к станкам, а жизнь надо было реанимировать, - напоминает Сапрыкина. - Девушки стали коротко стричься, носить кепки. Серый костюм и народный стиль приветcтвуются, - Алина показывает серый костюм из юбки и блузки, такие часто можно видеть в кино. - Тут можно было разглядеть и богатую нэпманку, и какую-нибудь работницу, которая через десять лет станет председательшей Совнаркома.
НЭП принес глоток свежего воздуха и относительное изобилие после разрухи. Вновь открываются модные ателье, шляпные мастерские. Очень популярно платье в стиле "чарльстон" с заниженной талией с вышивкой или аппликацией.
- Даже в самые трудные годы оставалось желание жить и нравиться, - говорит Сапрыкина. - Посмотрите, какая вышивка, какая выдумка на совсем дешевых тканях. - Хочется снять это платье с манекена и надеть на себя, - восхищается Троицкая.
А это беззаботное платье с бесконечными стрекозами заворожило даже знатока моды Александра Васильева. В выставку вошли 100 платьев из его собрания и 200 коллекционных предметов (аксессуары, мебель) музея Москвы. Эта выставка - совместный проект музея Москвы и Фонда Александра Васильева.
Александр Васильев, историк моды:
- Революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде. Выставка показывает все изменения, произошедшие в ней, от имперской России до эпохи военного коммунизма и периода НЭПа.
Алина Сапрыкина, директор музея Москвы, сокуратор выставки:
- В центре внимания музея Москвы всегда был не только город, но и горожане. Коллекцию активно пополняли москвичи, передавая в дар свои личные вещи, потому и события революции 1917 года мы показываем через предметы повседневной жизни столицы и приглашаем всех стать участниками нашей выставки - дополнив ее вещами, сохранившимися у вас дома. Они могут интересно рассказать о жизни Москвы того времени. Мы надеемся, что уникальные платья, фотографии, документы, плакаты, машины и другие раритетные вещи помогут посетителям ощутить революционное время.
Выставка "Мода и революция"