Суровегина Г.А.: Немного удручает вывод Счетной палаты, что "моногородам деньги не нужны - не осваивают". Лукавство или неведение? Известная практика, что выделенные на проект или грант бюджетные деньги можно получить лишь в конце года. Получается, надо брать займы под проценты, чтобы погасить долг при получении транша. Ни один из опытных чиновников на это не пойдет. Проще вернуть в казну деньги. В идеале нужно, чтобы средства на 2018 год были выписаны в декабре 2016-го и стали доступны в январе-феврале 2018 года, хотя бы траншами... Это азбука... А так каждый думает, что кто-то проценты собирает с депозитов то ли в свой карман, то ли в госказну. Это уже неважно.
Татьяна Голикова: Счетная палата не делала вывода, что "моногородам деньги не нужны - не осваивают". Напротив, государственная поддержка моногородам необходима, но она должна быть эффективной.
Правительством в 2009-2016 годах осуществлялись мероприятия, направленные на улучшение социально-экономического положения моногородов. В рамках антикризисных действий в 2010-2011 годах при финансовой поддержке из федерального бюджета реализовывались комплексные инвестиционные планы развития моногородов. Также правительством организовано ведение комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах с использованием ГАС "Управление", утверждены критерии отнесения монопрофильных муниципальных образований к моногородам и их перечень.
В октябре 2014 года учреждена некоммерческая организация "Фонд развития моногородов", основная задача которой - содействие развитию моногородов за счет реализации на их территориях инвестиционных проектов. Но пока принимаемые меры носили в основном оперативный характер и не решили задачу стабилизации социально-экономической ситуации в моногородах.
Увы, пока из-за ряда системных недостатков задача по комплексному развитию моногородов не достигнута, более того, ситуация ухудшается. И основной причиной такого результата является бессистемность.
До сих пор так и не создана сбалансированная и комплексная программа развития моногородов, рассчитанная на долгосрочный период. Утвержденная в конце 2016 года приоритетная программа "Комплексное развитие моногородов" недостаточно проработана и требует корректировки.
Анализ организационных документов минэкономразвития, Внешэкономбанка и Фонда развития моногородов свидетельствует о дублировании значительной части их функций по поддержке моногородов. В то же время ни один из федеральных органов исполнительной власти и институтов развития не обладает полной и достоверной информацией об объемах поддержки моногородов и, самое главное, об их эффективности и результативности.
Деятельность Фонда развития моногородов по софинансированию расходов регионов на строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, должного влияния на социально-экономическое развитие моногородов также не оказала.
Не менее важен и тот факт, что работа фонда не позволила создать необходимое количество независимых от градообразующих предприятий рабочих мест, которые помогли бы моногороду выйти из категории с наиболее сложной социально-экономической ситуацией.
По оценкам Счетной палаты, выделенные фонду в 2014-2016 годах средства значительно превысили его реальные потребности. Можно вложить очень много денег, но для того, чтобы достигнуть реального результата, необходимо сформировать комплексную государственную политику, стимулирующую переход моногородов к устойчивому саморазвитию, в том числе за счет решения вопросов социальной политики, ответственности бизнеса, диверсификации экономики страны и инновационного развития.
Мы рассчитываем на положительный эффект от программы "Пять шагов благоустройства повседневности", которая начала реализовываться с 1 января 2017 года. В ее рамках за два года во всех 319 моногородах предполагается провести ремонт центральных улиц, обустройство входных групп в поликлиники, подготовку педагогических и медицинских кадров.