27.04.2017 23:17
Культура

Премия Александра Солженицына вручена Владимиру Енишерлову

Премия Александра Солженицына вручена Владимиру Енишерлову
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Столичный выпуск: №92 (7258)
В доме русского зарубежья состоялось вручение Премии Александра Солженицына главному редактору журнала "Наше наследие" Владимиру Енишерлову.
Читать на сайте RG.RU

В этом году Литературной премии Александра Солженицына исполняется 20 лет. Основанная самим Александром Исаевичем, в 1997 году она впервые была вручена в 1998 году.

Как Дом русского зарубежья имени Солженицына встречал староверов

В 1987 году критик и филолог Владимир Петрович Енишерлов получил предложение от Д. С. Лихачева войти в создающийся Фонд культуры и стать главным редактором историко-культурного журнала "Наше наследие". С этих пор он бессменно возглавляет журнал тридцать лет. Вышло 119 номеров. Читателям были подарены неизвестные ранее тексты и материалы из архивов Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Блока, Андрея Белого, Гиппиус, Цветаевой, материалы из наследия Святейшего патриарха Тихона, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Г. П. Федотова.

Д. С. Лихачев писал, подводя итоги десятилетнего существования журнала: "Тип журнала "Наше наследие" - это совершенно определенный выбор. Как он был сделан с самого начала, так до сих пор и держится. Он так и войдет в историю, как журнал, не изменившийся в эпоху больших перемен, когда изменилось все".

Формулировка жюри премии Солженицына звучит так: "За тридцатилетнее руководство журналом "Наше наследие" со дня его основания; за огромную культурную и просветительскую работу по разысканию и изданию забытых произведений русской словесности и философской мысли; за высококлассные экспертные усилия в деле спасения и сохранения музеев, исторических, архитектурных и природных памятников".

Прямая речь

Людмила Сараскина, писатель, литературовед, член жюри Премии Александра Солженицына:

Репутация журнала "Наше наследие" - это репутация такого дела и такой деятельности, которые не изменяют себе даже тогда, когда меняется все вокруг. Изначальное решение издателей "Наследия" выпускать "синтетический" журнал, в котором были бы представлены литература и философия; живопись и архитектура; театр и музыка с серьезным содержанием и образцовым полиграфическим исполнением, - это решение во многом определило и характер служения Владимира Петровича отечественной культуре. Оно, это служение, тоже и объемно, и синтетично, и многопрофильно - ибо спасение гигантского культурного пласта, созданного предками, сохранение русской культуры как бесценной части мировой цивилизации требует от спасателя, кем и стал Владимир Петрович, много разных умений и разных усилий.

Речь ведь идет не только о публикациях, не только об издательской программе журнала или о многочисленных выставках работ современных художников из частных собраний, не только даже о доме архитектора Петра Дмитриевича Дельсаля в Первом Неопалимовском переулке, который стал резиденцией журнала. Речь идет о спасении памятников архитектуры и природы, то есть о работе с вечностью и для вечности. Точно так же как "Наше наследие" спасло свой дом от запустения и разрушения, добившись для него охранной грамоты, журнал принимал самое активное участие в спасении еще одного драгоценного пространства на литературной карте России - усадьбы Александра Блока Шахматово, которую справедливо называют духовной Родиной поэта...

Публикации В.П. Енишерлова - сначала в "Огоньке", позже в "Нашем наследии" - как и статьи других литераторов, которые били в одну точку, привели к реальному результату. Понадобилось тридцать лет, чтобы заповедная блоковская территория воссоединилась, обновилась и задышала.

Отвечая несколько лет назад на вопросы газеты "Информпространство", Владимир Петрович заметил: "Конечно, и у Шахматова, и у пушкинского Михайловского, и в Ясной Поляне, и в Муранове, и в других литературных гнездах много проблем, рожденных нашим временем. И главное - это проблема земли. Окружающие музеи-заповедники земли необычайно привлекательны для новых русских, "братков", etc. Как хорошо поселиться, например, в "шикарном" коттедже за семиметровым забором вблизи Шахматова или Михайловского, стать соседями Пушкина или Блока, жарить на поляне близ усадеб шашлыки, "оттягиваться по-культурному", оставляя после себя груды мусора и грязи. А тех, кто противится такой экспансии, кто протестует против "добросовестных покупателей" земель в охранных зонах музеев-заповедников и приструнить можно. И если кто-то всерьез верит, что минувшим летом (речь идет о лете 2006 года. - Л.С.) Мураново сожгла шаровая молния, то он или наивен, или плохо знает наши порядки. Вокруг холмов близ усадьбы Баратынского-Тютчева долго шла борьба, а затем случился этот пожар, надолго ввергнувший недавно отреставрированное Мураново в новую реставрацию".

Глеб Панфилов снимет "Один день Ивана Денисовича"

Енишерлов предлагает кардинальное решение земельного вопроса для культурных музеев-заповедников в России - провести земельную реституцию и специальным законом вернуть в собственность те земли, которые принадлежали владельцам усадеб и были насильственно отобраны в годы революции.

"Наше наследие" серьезно обеспокоено также и судьбой арбатских и пречистенских переулков, которые застраиваются неуместными здесь огромными зданиями. Енишерлов пишет о варварской жестокости по отношению к старой Москве и глухом бескультурье - пишет гневно, адресно... Борьба за гоголевские места в Москве, битва с министерством обороны за передачу Провиантских складов на Зубовском бульваре Музею истории Москвы, яркие выступления против строительства высотного монстра "Газпрома" на Охте, кощунственного замысла, грозившего уничтожить знаменитую петербургскую горизонталь - "небесную линию города на Неве" - это далеко не все экспертные и гражданские усилия "Нашего наследия", увенчавшиеся победой.

Литература