Тамара Сайдалиевна, что бы вы поставили на первое место?
Тамара Благодаткова: Важны, конечно, все три составляющие. Но деньги, как ни крути, определяют практически все. Особенно учитывая то, в какой климатической зоне мы живем. Урал обычно сравнивают с Европой. Но это не совсем правильно. Даже в Финляндии и Швеции нет таких перепадов температуры, как у нас, из-за чего зимой дороги превращаются в каток, а весной и осенью на них разрушается асфальт. Чтобы содержать городские магистрали в нормальном состоянии, мы должны ремонтировать не менее 16,6 процента покрытия каждый год. Наш рекорд - 10 процентов. Это было в 2010 году, когда запустили федеральную программу "Новые дороги России". Два последних года мы обновляем около 6 процентов. Считается, что это неплохой показатель.
Кстати, 60 процентов улиц Екатеринбурга не имеют ливневой канализации. Отсюда характерные "озера", образующиеся весной и летом, когда идут дожди. Это наследство, доставшееся нам с советских времен.
Есть ли в городе телефон, по которому принимают сообщения о бесхозных свалках, выброшенном с балкона мусоре?
Тамара Благодаткова: Единого, подобного "03" или "02", нет, но в открытом доступе сотовые телефоны квартальных в каждом районе. Можно зайти на сайт администрации и в разделе "Квартальные" найти того, кто ответственен за порядок в вашем микрорайоне. Еще проще позвонить в районную администрацию, откуда информация попадет по назначению. Кроме того, работает служба "005", она, правда, для аварийных вызовов, но, думаю, диспетчеры переведут ваш звонок квартальным. Сейчас у всех есть смартфоны, и дело одной минуты найти нужный номер. Главное - не быть равнодушным. Я сама, когда вижу неубранный мусор, набираю телефон квартального. Я не представляюсь, но еще ни разу не было сбоев.
Знаете, единый телефон, а значит, и стоящая за ним служба - это все-таки преимущество богатых городов, Москвы, например. Мы лучше потратим эти деньги на уборку.
Но известно, что у квартальных нет права самостоятельно выписывать штрафы. Есть ли тогда толк от их работы?
Тамара Благодаткова: Конечно, есть. Представьте, в каждой районной администрации всего 5-6 человек в отделе благоустройства, транспорта и экологии. При всем желании они физически не могут контролировать территорию района. А на весь город 136 квартальных. Если им не удается оперативно устранить нарушение, они направляют информацию в районные администрации, и должностные лица составляют протокол. Затем материалы передают в административную комиссию для привлечения нарушителя к ответственности. Конечно, в идеале квартальный, поймав за руку кого-то, тут же должен составить протокол, но, увы, закон этого не позволяет.
Традиционно по весне возникает проблема "минных полей" на газонах. Можно ли решить ее раз и навсегда?
Тамара Благодаткова: Любой, кто заводит собаку, должен нести за нее ответственность. Вышел погулять - возьми с собой мешочек, совок, перчатки. Но пока это настоящее бедствие. Мы оставляли в парках специальные мешочки, организовывали места сбора собачьих отходов. Но мешочки тут же разворовали. Штрафовать владельцев собак сложно, их опять же имеет право поймать с поличным только полицейский. Безусловно, это вопрос культуры общества. Животные не виноваты - это хозяину должно быть стыдно.
Многих интересует, можно ли все-таки парковаться на газонах. Известно о судебных процессах, доказывающих, что наказывать за это нельзя…
Тамара Благодаткова: Нет, парковаться на газонах нельзя, внесены изменения в КОАП, в правила благоустройства города. За это нарушение физическое лицо рискует получить квитанцию о штрафе от одной до пяти тысяч рублей, должностное лицо могут наказать на 20 - 50 тысяч, а юридическое - 100 - 400 тысяч.
Сколько цветов этой весной высадят в Екатеринбурге? Для участка возле мэрии вы подберете какие-то особые культуры?
Тамара Благодаткова: Почти два с половиной миллиона цветов появится на клумбах города. Мы начинаем готовиться к чемпионату мира по футболу, поэтому и в композициях цветников будет прослеживаться футбольная тематика. Разработкой ландшафтного дизайна возле Центрального стадиона занимается уральская проектная компания в тандеме с польским архитектором. Думаю, это станет настоящим сюрпризом для горожан. Ну а возле мэрии мы высаживаем традиционные для Уральского региона культуры. Нынче, как и в прошлом году, посадим слегка подзабытую бегонию клубневую. Это красивое, эффектное растение, которое прекрасно цветет даже в тени.
А почему бы не ввести драконовские штрафы, как в Сингапуре? Выбросил фантик - выложи 30 тысяч рублей, жвачку выплюнул - еще 50 тысяч. А казне какое пополнение…
Тамара Благодаткова: По большому счету и у нас есть такая возможность. Пусть не заоблачные штрафы, но все-таки немаленькие: от одной до пяти тысяч рублей обязан заплатить за брошенный в неположенном месте мусор гражданин, от 10 до 30 тысяч - должностное лицо, от 100 тысяч до миллиона - юридическое лицо. То есть, если бы за каждый фантик реально брали по пять тысяч, неряха понял бы, что рискует разориться. Но по закону составлять протокол на физическое лицо может только полицейский, ибо только он вправе требовать документ, удостоверяющий личность. При этом ему надо еще и лично задержать нарушителя. Конечно, полицейские ссылаются на то, что у них есть дела куда более важные. Но, думаю, если бы полиция обращала внимание на тех, кто не желает соблюдать чистоту на улицах, желающих мусорить стало бы намного меньше.