Можно предположить, что часть сверхплановых поступлений пойдет на увеличение расходов, однако в основном они будут направлены на снижение бюджетного дефицита. Это позволит сохранить Резервный фонд, составляющий основу стабильности нашей экономики, и облегчит старт так необходимых реформ.
По оценкам минэкономразвития, при ценах на нефть около 40 долларов за баррель рост экономики составит 2 процента в этом году и по 1,5 процента на протяжении следующих трех лет. Более высокие темпы в 2017 году объясняются тем, что это - восстановительный рост, после предыдущих кризисов экономика тоже росла немного быстрее.
Такие же показатели роста ВВП содержатся и в прогнозе по России Международного валютного фонда - на ближайшие годы они лежат в пределах 1,4-1,5 процента, хотя аналитики фонда ожидают более высокого, близкого к текущему, уровня нефтяных цен (54-55 долларов за баррель). То есть по сравнению с МВФ прогноз минэкономразвития является достаточно оптимистичным - в текущем году при существенно меньших ценах на нефть министерство ожидает более высокого роста экономики. Я думаю, что истина может оказаться посередине: вполне вероятны цены на нефть, как у МВФ, а темпы роста, как у минэкономразвития.
Оба прогноза оценивают потенциал нашей экономики при стабильных ценах на нефть в 1,5 процента в год. К этим оценкам близки большинство других экспертных прогнозов, практически это консенсус.
Минэкономразвития ожидает, что все показатели будут расти достаточно вяло: инвестиции примерно по 2 процента в год, реальная зарплата - в среднем на 1,5-2 процента. Такие показатели говорят о том, что без энергичных реформ экономика останется в устойчивой стагнации. Рост ВВП России окажется намного ниже среднемирового (свыше 3,5 процента в год) и будет выглядеть совсем уж медленным, если сравнивать с прежними темпами, особенно в период с 2000 по 2008 годы: тогда российская экономика росла примерно на 7 процентов ежегодно, инвестиции - на 14 процентов, реальная зарплата - на 15 процентов.
Понятно, что такое развитие не может удовлетворять ни граждан, ни правительство, и сейчас разрабатывается несколько конкурирующих программ по преодолению стагнации. Из уже опубликованных выделяется программа Столыпинского клуба. Она исходит из того, что ускорить рост экономики легко, для этого нужно насытить ее деньгами - обеспечить доступные кредиты и наращивать расходы бюджета. Трудно поверить, что действительно наши проблемы можно решить так просто. Эти меры увеличат спрос, но на его удовлетворение потребуются дополнительные мощности и трудовые ресурсы. А они сейчас полностью используются, безработица находится на минимуме, кроме того, с каждым годом численность рабочей силы будет сокращаться в силу демографических тенденций. Так что обеспечивать продукцией и услугами растущую экономику будет просто некому.
Поэтому я согласен с подходом минэкономразвития и Центра стратегических разработок, которые считают нужным не форсировать спрос, а увеличивать эффективность экономики. По прогнозу минэкономразвития в этом случае к 2020 году темпы роста инвестиций ускорятся почти до 10 процентов в год, рост ВВП превысит 3 процента. Не уверен, что это удастся сделать за три года, но понятно, что двигаться надо именно в этом направлении.
И я думаю, что нам нужно не только повышать инвестиционную активность и улучшать условия для бизнеса, о чем мы говорим уже много лет. Перед нами теперь стоит более сложная задача - построить новую модель экономического роста.
Та модель, которая действовала до 2008 года и давала такие блестящие результаты, была основана на улучшении внешней конъюнктуры, расширении спроса на продукцию, и в этих условиях бизнес просто расширял производство, но не повышал свою эффективность, качество продукции.
Сейчас повышения нефтяных цен никто не ожидает, так что прежнюю модель можно считать полностью исчерпанной. Новая должна быть основана на освоении передовых технологий, повышении производительности труда и мобильности трудовых ресурсов, более совершенной организации производства, снижении всех видов рисков.
В принципе, такие же задачи ставились во всех предыдущих программах правительства, но они не были выполнены. Значит, бизнесу и руководителям всех уровней нужны более сильные стимулы для работы на этот результат. Вероятно, необходимо расширить сферу реформ, направить их не только на решение чисто экономических проблем, но также на совершенствование системы госуправления, обеспечение независимости судебной системы, снижение коррупции и так далее.
Только тогда можно надеяться, что если не к 2020 году, то чуть позже мы выйдем на темпы роста не ниже среднемировых. Это обеспечит рост доходов населения и позволит правительству постепенно решать накопившиеся проблемы в здравоохранении, образовании и в других сферах.