Большие залежные участки выявлены в Кунашакском районе, где не используется 73 процента пашни, в Аргаяшском - 68, Красноармейском - 65, Нязепетровском - 61, Каслинском - 59, Сосновском - 52. При этом есть районы, где пашня задействована на 100 процентов: Брединский, Варненский, Чесменский. Региональные власти предлагают распространить их опыт. К тому же, по данным областного минсельхоза, 208 тысяч гектаров земли можно ввести в оборот с минимальными затратами.
Напомним, после изменения порядка изъятия заброшенных земель с июля прошлого года срок признания гектаров неиспользуемыми сократился с пяти до трех лет. Кроме того, Россельхознадзор получил право блокировать всевозможные сделки с землей (передачу в собственность, аренду), если ранее выявлено нецелевое использование надела. В соответствии с законом об использовании земель сельхозназначения в Челябинской области принято два судебных решения об изъятии у собственников 36,4 гектара земли, которые позже разыграют на аукционе. Это, конечно, капля в море.
Поправки в федеральный закон вроде бы дали местным властям инструмент для борьбы с недобросовестными землепользователями, однако только в 9 сельских муниципальных районах из 21-го такая работа ведется активно. Например, в Красноармейском районе прошло свыше 20 проверок, по результатам которых вернули в сельхозоборот 850 гектаров пашни.
- Эти земли раньше принадлежали сельхозпредприятию, но два года назад оно развалилось, договор аренды 2,5 тысячи гектаров был аннулирован, а участки вновь выставлены на торги и разыграны, - рассказывает специалист по земельному контролю Николай Авдеенко.
По его словам, в районе сегодня насчитывается более 10 тысяч гектаров неиспользуемых земель у пайщиков, еще пять тысяч простаивают после разорения местного совхоза, но земли там государственные, на их реализацию добро не дают. Большинство заброшенных участков находится в удручающем состоянии: почвы давно непригодны для выращивания сельхозкультур, а где-то и вовсе за 12 лет простоя вырос лес.
Инвесторы частенько наведываются сюда для осмотра участков: так как район граничит с областным центром, земля здесь дорогая, но, как увидят "частокол" вместо поля, сразу уезжают. К тому же далеко не всем покупателям хочется иметь дело с чужой частной собственностью, права на которую законом достаточно хорошо защищены. По словам экспертов, после изъятия участка у недобросовестного землепользователя и реализации его на торгах вырученные средства выплачиваются горе-собственнику, а не поступают в местный бюджет. Отсюда и низкая заинтересованность муниципалитетов в усилении земельного контроля.
Местные чиновники работают спустя рукава: передавая данные проверок в надзорные органы, они зачастую не делают ссылок на правовые акты, не указывают координаты участков, кадастровые номера и сведения о собственниках. Акты проверок то и дело подменяются актами осмотров, что в принципе недопустимо.
Из-за таких мелочей процесс возврата земель в сельхозоборот тормозится: в первом квартале 2017 года во всей Челябинской области вернули менее двух тысяч гектаров. Вопрос решится проще, если землепользователи сами начнут отказываться от ненужных наделов: по словам экспертов, после роста кадастровой стоимости земли такая тенденция уже прослеживается в некоторых районах области. В прошлом году площадь муниципальных земель за счет добровольного отказа увеличилась более чем на 11 тысяч гектаров.
- В новых участках заинтересованы фермеры, учитывая, что их количество в регионе растет: в этом году начинающих насчитывается свыше 30 человек, спрос на землю большой, - говорит исполнительный директор Союза крестьянских и фермерских хозяйств Челябинской области Анна Таскаева.
По ее словам, на освоение одного гектара, находившегося в запустении до 10 лет, требуется минимум 8,4 тысячи рублей. Нести дополнительные расходы на поднятие целины в одиночку бизнесу не по силам, чтобы их поддержать, в области ввели новый вид субсидий.
Сергей Сушков, министр сельского хозяйства Челябинской области:
- Мы предусмотрели поддержку сельхозпроизводителям, которые намерены возвращать залежные земли в оборот: в 2017 году на эти цели в бюджете региона заложено 10 миллионов рублей. Но, помимо финансового стимула, для решения земельного вопроса считаю необходимым включить в число критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления показатель увеличения пашни в обороте за счет освоения неиспользуемых земель и участков, изъятых вследствие нарушения закона.