11.05.2017 17:10
Кинократия

"Меч короля Артура": мифологический панк-рок от Гая Ричи

Текст:  Алексей Литовченко

Говорят, где-то на прекрасном острове обитают полудикие люди с песьими головами, которые не любят фильмы Гая Ричи. Ну и пускай себе. Гаю Ричи до того никакого дела. Потому и любим народом. За что бы он ни брался, хоть за квазидетектив про Шерлока Холмса, хоть за сказку про короля Артура, получается все равно фильм Гая Ричи.

Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Меч короля Артура"

Плевал он с Башни Елизаветы на все эти тренды-шменды. Гай Ричи - сам себе тренд. Кому нужны какие-то там драконы, когда есть гигантские боевые слонопотамы из ада? Да и те не особо нужны, если честно. Вот вам одна масштабная батальная сцена, где могучими хоботами крошатся в щебень каменные стены, - и будет. То есть - не будет. Не будет больше никаких масштабных сцен, ни со слонопотамами, ни без. В самом деле, дались они. Вот вам лучше криминальная комедия про лондонских гопников.

"Прочь": электорат Обамы доводит до слез чернокожего парня

Какой-нибудь особенно упертый конформист тут может возмутиться, мол, какие еще слонопотамы, какие лондонские гопники, где король Артур? Так вот же он: в малолетстве осиротевший усилиями вероломного дяди-узурпатора, ветхозаветно отчаливает на лодке в Лондиниум, где за пару минут и несколько сотен монтажных склеек взрослеет, мужает и становится успешным воровским авторитетом, параллельно обучаясь кунг-фу в муниципальном шаолиньском монастыре. Только не надо спрашивать, откуда в Лондиниуме шаолиньский монастырь. От верблюда.
    
Криминальную комедию Ричи сворачивает так же внезапно и стремительно, как до этого развернул (но далеко на антресоль не убирает, держа постоянно наготове). И учиняет ломовейшее панк-попурри из каверов на различные стандарты. Стержневой мотив, как полагается, - шекспировский: месть сына за монаршего отца подлому братоубийце. Далее на него с разных сторон наращиваются остальные мотивы. С одной стороны - сначала христианский: куски биографии Моисея, от сплава по речке до освобождения угнетаемого народа. Потом - легендарно-мифологические, друидско-языческие и тому подобные, включая семиотические штуки типа орла со змеей в когтях как символ объединения солярного и хтонического начал против Джуда Лоу. Который играет злодея-тирана с замашками фюрера и Темной Башней (а то какой же ты Темный Властелин, если у тебя Темной Башни нет), но - чтоб не совсем клишировано было - обремененного мучительными дилеммами.

Последнее - уже с другой стороны. Там Толкин скачет верхом на мумакилах (это боевые слонопотамы по-толкински) вокруг Ортханка (Темная Башня по-толкински), а рядом семенит Джоан Роулинг с дихотомией магов и маглов и постижением избранным своей избранности. Ну и сам Гай Ричи, куда ж без него. Шкуры, золото, два меча (на самом деле, конечно, один).

"Стражи Галактики. Часть 2": семейные ценности из открытого космоса

Как видим, то, что кажется на первый взгляд хаосом тотальной эклектичности, на самом деле имеет четкую структуру - это грубый срез (сруб - лучше сказать) британской культуры, где все фундаментальные ее мотивы наиграны парой убойных аккордов с дисторшном. Все лишние детали отсекаются со свистом, как голова от тела Экскалибуром. К черту любовную линию - достаточно необязательной фразы "я влюбился", а женский персонаж, который по всем параметрам обязан быть амурным интересом, пускай время от времени в сторонке пучит черные глаза, бормоча заклинания. Вполне хватит с нее. Наносное все это, преходящее. Культурные пласты следует скреплять исключительно чистой энергией. Потому - ближе к сути и больше экшна. Со сверхзвуковыми рубиловами. И гигантской змеей в компанию к слонам. И кудесниками-партизанами.

Если вы вдруг ожидали от Гая Ричи сложносочиненно-игропрестольного хмурого фэнтези, то, как говорил один славный футболист, это ваши проблемы. Пенять ему на сермяжную простоту сюжетных линий и куцость проработки персонажей - все равно что попрекать Игги Попа времен Raw Power ограниченностью лексикона в его песнях. "Сырая мощь" - потому и мощь, что сырая, вульгарная, необработанная. Она "вставляет" и заряжает. Вон, Лео Ди Каприо, пока парную печень бизона не вкусил, вегетерианство свое презрев, ходил, как дурак, без "Оскара". Совпадение? Едва ли.

4.5

Рецензии