Жизнь без канала
За три минувших года крестьяне полуострова, больше всего пострадавшие от экологического произвола Украины, уже приспособились к новым реалиям. И если поначалу рукотворная засуха воспринималась как экологическая катастрофа или суровый приговор аграрной отрасли и целым районам на севере Крыма, то теперь аграрии оценивают ситуацию со сдержанным оптимизмом.
В СССР с использованием днепровской воды Северо-Крымского канала (до 2,5 миллиарда кубометров в год) на полуострове искусственно орошалось свыше 400 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель. В украинский период этот показатель сократился до 130 тысяч гектаров. А после перекрытия Украиной СКК весной 2014 года орошаемые площади уменьшились до 10-13 тысяч гектаров.
- До перекрытия Северо-Крымского канала у нас было 1230 гектаров орошаемых земель, теперь от них осталось только 30, на которых выращиваем картофель, - рассказал глава крестьянского фермерского хозяйства "Елена" Анатолий Хоменко, чье хозяйство работает в селе Источное Красноперекопского района. - Спасает накопительный пруд, который наполняем из артезианских скважин и за счет осадков. Но от других овощей пришлось отказаться. Сейчас на 3000 гектарах выращиваем засухоустойчивые культуры - зерновые, горох.
Фермер из села Маслово Джанкойского района Виктор Демиденко до перекрытия СКК выращивал овощи - картофель, свеклу, морковь и лук - на орошаемой площади 130 гектаров. Сейчас воды из пробуренной скважины хватает на 60-70. Но у воды из артезианских скважин есть большой минус - слишком низкая температура.
- Вода из СКК была более теплая и без солей, поэтому растения лучше реагировали, - говорит Виктор Демиденко. - Когда на улице жара 40-50 градусов, а вода при поливе - плюс 14, овощи испытывают стресс, что сказывается на урожае. Плюс есть соли, которые тоже негативно влияют, днепровская вода была более мягкая. В результате, если раньше получал 50-60 тонн овощей с гектара, то сейчас - лишь 30-40.
Вспомнили про скважины
Руководитель джанкойского сельхозпредприятия "Обрий" Анатолий Корнейчук признает, что без днепровской воды говорить об интенсивном развитии сельского хозяйства не приходится - слишком сложные климатические условия. Ведь даже в самые благоприятные годы количество осадков в Джанкойском и части Первомайского и Красноперекопского районов не превышает 300-350 миллиметров. Иногда дождей не бывает по три месяца, причем чаще всего - в вегетационный период многих возделываемых культур.
- Учитывая эту специфику территории, мы понимаем, что главное для нас - это сохранить влагу, - убежден Анатолий Корнейчук, который возглавлял Минсельхоз Крыма еще при работающем СКК. - Есть законы земледелия: нельзя избытком удобрений компенсировать дефицит влаги, и наоборот. Вот поэтому стремимся минимально переворачивать землю, внедряем засухоустойчивые культуры - пшеницу, ячмень, горох, лен, подсолнечник. В прошлом году рентабельность нашего производства была 87 процентов, в этом году будет меньше.
Северо-Крымский канал разрезает хозяйство "Обрий" пополам. В советский период оно было орошаемым на 100 процентов, в полях работала различная дождевальная техника, орошавшая около 2000 гектаров. Сейчас насосные станции возле Северо-крымского канала по-прежнему в рабочем состоянии, но стоят без дела. Ситуация заставила вспомнить об опыте, накопленном аграриями Крыма до запуска СКК в 1963 году.
- На территории нашего хозяйства до 1963 года, когда здесь еще не было достаточно воды, работали 26 артезианских скважин, - продолжает Корнейчук. - Красноперекопское месторождение подземных вод достаточно большое, и вода в нем хорошего качества. Во влажный год горизонты в скважинах поднимаются. Пока официальным путем расконсервировали две старые скважины глубиной 100 метров: взяли пробы на анализ, оформили региональные лицензии на добычу с лимитом 500 тысяч кубометров. Постоянные замеры показывают, что качество воды не ухудшается. Воды хватает на орошение 20 гектаров. Попробовали выращивать картофель - экономика интересная получается. В этом году планируем посадить 40 гектаров раннего и 25 позднего картофеля. В общей же сложности с двух скважин можно поливать до 150 гектаров земли.
Даже при нынешнем дефиците влаги хозяйство строит планы на будущее.
- Хотим построить мощный распределительный центр на 35 тысяч тонн, который займется мойкой, сортировкой, хранением и упаковкой овощей, - рассказал Анатолий Корнейчук. - Значит, можно будет разбурить еще четыре-пять скважин. Также планируем увеличить орошаемые площади. Приезжали голландские специалисты, брали пробы земли у нас, и они подтвердили, что здесь прекрасные условия для овощеводства. Но мы это и сами знаем: можно выращивать до 100 тонн моркови с гектара.
Поливать каплями
Всего в 2016 году в Джанкойском районе из орошаемых 72,2 тысячи гектаров земли для выращивания сельхозкультур использовали 58,7 тысячи (на 15 тысяч больше, чем в 2015-м), а орошалось из них всего 466,8 гектара - в основном из артезианских скважин с оформленными лицензиями. В нынешнем году орошаемые площади возрастут до 473 гектаров.
- Без днепровской воды орошаемое земледелие понесло значительные убытки, - признает Инна Федоренко, начальник управления по экономическому развитию, аграрной и инвестиционной политике администрации Джанкойского района. - Но аграрная отрасль переходит на засухоустойчивые культуры, а также на капельное орошение из местных источников, где таковые имеются. Из структуры посевных площадей выпали кукуруза, соя и рис. Но такая ситуация не пугает аграриев: благодаря новым технологиям, новым сортам полевых культур и грамотному применению минеральных удобрений на суходоле они добиваются высоких урожаев и рентабельности. Да и погода в последние три года нам тоже помогает. Благодаря этому урожайность основных возделываемых культур растет ежегодно на один-три центнера с гектара. И в 2016 году средняя урожайность зерновых в районе составила 27,8 центнера.
По словам главы администрации Джанкойского района Александра Бочарова, сейчас в районе 240 скважин, используемых для сельскохозяйственных нужд и питья.
- Просторненский водозабор и скважины армянского "Титана" берут воды гораздо больше, чем наши все вместе взятые, - говорит Александр Бочаров. - И ухудшения качества воды по результатам мониторинга не наблюдается. Сейчас есть тенденция постепенного узаконивания скважин, которые были пробурены после перекрытия Северо-Крымского канала. При администрации района создана рабочая группа для инвентаризации скважин. Рассматривается и вариант повторного использования сточных вод для орошения. Каждый год увеличивается число площадей под овощами и садами. За счет капельного использования воды - капельного орошения и микроорошения - возвращаются в оборот заброшенные земли.
Конечно же, есть и безответственные аграрии, которые без лицензий бесконтрольно бурят скважины и заливают свои поля водой с высокой минерализацией. Такие горе-фермеры, как правило, живут одним днем: очень быстро такая пашня начинает от избытка соли блестеть на солнце как новогодняя елка, а урожайность резко падает, и земля на долгие годы становится непригодной для земледелия. За нелегальное использование подземных ресурсов пользователям грозят большие штрафы согласно Кодексу об административных правонарушениях: для граждан - 3000-5000 рублей, для должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей, для юрлиц - от 80 000 до 1000000 рублей.
Но в целом ни о каком катастрофическом засолении почв Северного Крыма не может идти и речи: согласно данным мониторинга ФГБУ "Центр агрохимической службы "Крымский", никакого глобального изменения химического состава почвы нет. И используя современные агротехнологии и грамотную водоподготовку, сельхозпроизводители могут получать высокие урожаи.
Денис Кратюк, директор ФГБУ "Центр агрохимической службы "Крымский":
- Содержание солей в почве не должно превышать определенные показатели. Есть такой параметр - сумма токсичных солей. Из-за переизбытка солей натрия растения не могут взять из почвы другие полезные вещества и начинают угнетаться. Но пока никакого глобального изменения мы не видим: содержание токсичных для растений солей натрия не превышает ПДК в корнеобитаемом слое. То есть для сельскохозяйственных культур проблемы нет. Кроме того, почвы, так или иначе подверженные засолению, позволяют получить самую высококачественную пшеницу. Поэтому хотя присивашская зона (Джанкойский, Кировский, Нижнегорский, Красноперекопский и Советский районы) и является зоной рискованного земледелия, при правильной агротехнологии там получают высокий урожай высококачественной пшеницы.
Северо-Крымский канал работал более 50 лет, и, наверное, при нынешнем режиме водопользования какие-то изменения со временем произойдут. Мы наблюдаем изменение ситуации ежегодно, но нельзя строить прогноз по результатам наблюдений двух-трех лет. В Северном Крыму есть засоленные участки, но они и раньше были засолены. Как вариант - возможно гипсование солонцов, то есть замещение натрия кальцием. Отходы ООО "Титановые инвестиции" позволяют это сделать, так как запасы фосфогипса, получаемого при производстве аммофоса и используемого при гипсовании в качестве мелиоранта, накоплены на предприятии в объеме около 12 миллионов тонн.