Новая выставка петербургского Музея театрального и музыкального искусства - "Флора и фауна русского театра" - расположилась в Лофте Дома-музея Ф.И. Шаляпина. Это уникальная коллекция эскизов костюмов для актеров, игравших зверей, птиц, насекомых в спектаклях, которые шли на петербургской сцене с конца XIX до конца XX века в петербургских театрах. Среди наиболее ранних - эскизы Андреаса Роллера к балету Цезаря Пуни "Конек-Горбунок, или Царь-девица" (Мариинский театр, 1864 год).
Евгений Пономарев, автор эскизов костюмов Ерша и Карася из "Конька-Горбунка" (1895 г.), служил при петербургской Дирекции императорских театров. А рядом рыбки, которых одевал Борис Анисфельд для балетной сцены "Подводное царство" в опере Римского-Корсакова "Садко" (антреприза Сергея Дягилева, 1912 год).
Балет "Роман бутона розы" - последняя, не осуществленная постановка Мариуса Петипа (1904): 85-летнего мастера отправили в отставку. После генеральной репетиции в Эрмитажном театре разразился скандал. Главную роль отвели приме Мариинки Ольге Преображенской, но против была другая прима - Матильда Кшесинская… Эскизы костюмов создал Иван Всеволожский (он и автор либретто), друг Петипа, директор Эрмитажа. Рисовал он на даче, в деталях костюмов узнаваемы формы садовых цветов. Как в справочнике садовода-любителя. Один костюм предназначался молодому Вацлаву Нижинскому (Полосатенькая Бабочка), другой - Михаилу Фокину (Красивая Бабочка)... Всеволожский сделал эскизы к 25 балетам, однако авторство скрывал, считая это неприличным.
На выставке и авангардные работы Валентины Ходасевич. Эскизы к спектаклю "Султан и черт". Кстати, и в наши дни "Бахчисарайский фонтан" идет в Мариинке в декорациях и костюмах по ее эскизам 1934 года...