Картина перед подошедшими открылась любопытная: на уличной сцене играла и приплясывала скрипачка, а напротив в такт ей аплодировали и тоже приплясывали обербургомистр столицы немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия Томас Гайзель и министр правительства Москвы руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин. Так открылась уличная презентация "Дней Москвы" в честь 25-летия сотрудничества двух городов.
"Добро пожаловать дорогие гости в Дюссельдорф, - обратился на чистом русском языке глава города. И глядя на кадры видеофильма, демонстрирующие красоты Москвы с земли и с воздуха: роскошные новые транспортные развязки, небоскребы "Москвы- Сити", комфортные пешеходные зоны на протяжении более сотни километров, продолжал. - Мы гордимся тем, что этот прекрасный город - Москва, побратим нашего Дюссельдорфа".
Сергей Черемин, сраженный тем, как легко Гайзель переходит с немецкого на русский, еще накануне прилюдно пообещал ему тоже выучить немецкий язык. А пока же пригласил собравшихся дюссельдорфцев выбрать время и приехать в Москву, чтобы увидеть все своими глазами. Как это и сделали более 17 миллионов туристов, посетивших российскую столицу за 2016 год.
Между тем, жители Дюссельдорфа помнят и другую Москву - начала 90-х, когда в разгаре перестройки она нуждалась в самом необходимом. Тогда и зародилось сотрудничество двух городов.
"Грузовиками, самолетами мы отправляли гуманитарную помощь московским детям и больницам, - вспоминал руководитель общества российско-немецкой дружбы Москва-Дюссельдорф Штефан Бруно.-Сегодня у нас другие задачи: сохранить стабильность связей, которые сложились за четверть века, научить дорожить ими подрастающее поколение".
И судя по тому, как активно идет межшкольный обмен, городам это удается. Сотни ребят с обеих сторон, например, приняли участие в конкурсе рисунка "Германские мотивы". Победительницей его стала Арина Счастливцева, ученица московской школы N 1797. Она изобразила на своем рисунке рукопожатие мэра Москвы Сергея Собянина и обербургомистра Томаса Гайзеля. А для того чтобы никому не было обидно, сделала два варианта рисунка и преподнесла их в дар обоим главам городов.
Но больше всего, конечно, Москва и Дюссельдорф дорожат своими деловыми связями.
"В Москве работают 5,5 тысячи немецких компаний, и примерно 500 из них - из Северного Рейна-Вестфалии, - сообщил на встрече с деловыми кругами Дюссельдорфа Сергей Черемин. - Среди них - "Метро", "Хенкель" и другие, бренды которых известны всему миру. И что особенно важно, ни одна из них не ушла с московского рынка даже после введения Евросоюзом санкций. Руководство этих компаний с оптимизмом смотрит на наше сотрудничество".
Конечно, признал Сергей Черемин, санкции повлияли на снижение товарооборота Москвы с Германией: он снизился с 80 млрд евро в 2014 году до 40 млрд в 2016-м. Но если экономика России уже адаптировалась к новым условиям и даже благодаря им из импортера, к примеру, сельхозпродукции превратилась в ее экспортера, то европейские страны продолжают нести потери. Ведь сегменты российского рынка, который они покинули, тут же заняли азиатские страны. Именно об этом напоминают деловые круги своим федеральным властям.
"Мне кажется, что рано или поздно их услышат", - сказал Сергей Черемин.
Залогом тому - прочные связи, имеющиеся практически у большинства немецких регионов с Москвой. Например, в Дюссельдорфе есть уже и улица Московская, и станция метро "Московская". В самой же российской столице пока имеется только парк Дюссельдорфский.
- А может ли в нашей подземке появиться станция "Дюссельдорфская"?- поинтересовалась корреспондент "РГ" на пресс-завтраке с Сергеем Череминым.
- Может, - ответил он. - Если с такой инициативой к мэру Москвы выйдет руководство этого города. И рассказал, что есть у нас такая традиция - называть станции подземки в честь городов, с кем установлены партнерские отношения. В качестве примера он привел станции "Братиславская" и "Алма-Атинская".