Впрочем, стоит признать - в абсолютных цифрах продажи все-таки остались не такими уж и большими. По данным Федеральной таможенной службы, легковушек продано всего 18,5 тысячи, а грузовиков и того меньше - только 2,9 тысячи. Если измерять ситуацию деньгами, то первых мы продали на 289,3 миллиона долларов, а вторых - на 74,1 миллиона.
Цифры действительно невелики, соглашаются автомобильные эксперты. Хотя, если сравнивать динамику с прошлым годом, то результаты неплохи, тогда легковых автомобилей было экспортировано всего 68 тысяч. Впрочем, до более ранних результатов, скорее всего, текущему году будет далеко - в 2015 году за границу ушло 97,4 тысячи машин, в 2014-м - 127,5 тысячи, а в 2013-м - 137,9 тысячи. Однако совсем отказываться от продаж "собственноручно" сделанных машин все-таки не стоит.
"Экономика - штука сложная, переживает и подъемы, и спады, - отмечает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто, - поэтому все автомобильные компании без исключения занимаются экспортом. В Китае, например, если машины не продаются за рубеж, то предприятие вообще могут закрыть". Если рынок упал, а для России это данность, "то экспорт в любых объемах может сбалансировать ситуацию", - объясняет он.
Продавая наши автомобили иностранным покупателям, мы позиционируем себя как те, кто может заинтересовать своей продукцией не только страны "бывшего соцлагеря", но и вполне себе благополучные с точки зрения автомобильной истории государства. И этот факт прекрасно работает на наш общий имидж, утверждает Моржаретто.
Кроме этого, экспорт нашей автомобильной продукции сейчас поддерживается слабым рублем. В результате машины иностранных марок в некоторых комплектациях, сошедшие с российских конвейеров, получаются на десятки процентов дешевле, чем точно такие же, но сделанные "дома", за границей.
"Пока цену на нефть нельзя назвать высокой, а рубль слабеет, машины, собранные в России, становятся очень хорошим конкурентом для автомобилей такого же класса на зарубежном рынке. Тем более, что качество сборки в России все-таки неплохое. И это, кстати, касается не только "исконно" российских моделей, но и отечественных "иномарок", которые в большом количестве выезжают с конвейеров наших сборочных производств", - считает эксперт.
Хотя вспомним, при сильном рубле мы экспортировали даже больше. Так что в сложившейся экономической ситуации восстановление может быть достаточно быстрым. И это позволяет российским автозаводам строить вполне наполеоновские планы. Тот же УАЗ, например, по данным аналитического агентства "Автостат", планирует в 2017 году вдвое увеличить продажи за границу. В планах АвтоВАЗа 1,7-кратное увеличение экспорта. По оценкам Российского экспортного центра, вполне возможно, что выручка от продаж может составить 1,1 миллиарда долларов, а в 2018 году - уже 1,5 миллиарда долларов.
А это уже вполне весомые цифры.