Молодой человек приобрел квадроциклы в конце 2014 года. Несколько месяцев спустя обратился в сервисный центр с просьбой отремонтировать вроде бы новые машины. А затем потребовал от автосалона расторгнуть договор купли-продажи и выплатить крупную сумму. Дескать, некачественный ему продали товар. Процесс мужчина выиграл. Автосалон обязали вернуть деньги, а также заплатить штраф и компенсацию морального вреда. Коллегия же по гражданским делам это решение отменила и истцу отказала.
Суд апелляционной инстанции выяснил, что истцом оказывались услуги проката квадроциклов. Как установила экспертиза, они использовались с нарушениями эксплуатационных требований, а также были задействованы в работе конезавода.
Коллегия пришла к выводу, что истец не является потребителем в смысле, придаваемом данному определению Законом "О защите прав потребителей". Он использовал квадроциклы не для личных, семейных или домашних нужд, а для коммерческой деятельности. Суд разъяснил, что такие правоотношения регулируются общими положениями о договорах купли-продажи.
Споры между покупателем и продавцом должны разрешаться по Гражданскому процессуальному кодексу РФ, а не по закону о защите прав потребителей. Законодательство разделяет покупателей на две категории: тех, кто занимается бизнесом, и всех остальных. Эта же позиция была подтверждена в ходе другого процесса.
Предпринимательница приобрела грузовик. Заключила договор купли-продажи и внесла задаток. Автомобиль в срок ей не доставили. Бизнес-леди предъявила претензию, и автосалон деньги вернул. Затем женщина потребовала в суде взыскать с продавца компенсацию морального вреда и получила отказ по тем же основаниям, что и владелец квадроциклов. Предпринимательница владеет небольшой фирмой, оказывающей услуги по перевозке грузов. Поэтому суд решил, что спорный автомобиль планировали использовать в коммерческих целях.
В этом и заключается разница между законом о защите прав потребителей и ГПК РФ. Продавца можно наказать, наложив на него штраф за отказ добровольно исполнить претензию рядового покупателя и обязав заплатить за моральный ущерб. Бизнесмен же должен учитывать возможные риски.
ГПК РФ тоже обязывает продавца передать покупателю товар надлежащего качества. Однако имеется важное отличие. Согласно статьям 469 и 475 кодекса, недостатки товара, условия гарантии и другие спорные вопросы должны быть оговорены при заключении договора купли-продажи.
Если бы в автосалоне знали, что квадроциклы приобретают для пункта проката, то, возможно, предложили бы другую модель, другую гарантию. Если покупатель не сообщил о цели покупки, то он вправе потребовать лишь соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на ремонт. Ни о каком штрафе или компенсации морального вреда, как в случае с нарушением прав потребителя, здесь речи не идет.