Предварительная трассировка "широтной магистрали скоростного движения с мостом через реку Неву в створе улиц Фаянсовая - Зольная" проходит по территории Петербурга фактически на границе двух районов, вдоль северного железнодорожного полукольца. Скоростная магистраль, которая соединит Кольцевую автодорогу и Западный скоростной диаметр, будет платной. На правом берегу Невы ее планировалось проложить вдоль улицы Ворошилова, однако в районе Ладожского вокзала находится исправительная колония, планов по ее переводу у ФСИН пока нет. И на картах магистраль стала фактически дублером Хасанской улицы. По информации Смольного, "в окончательной редакции трассировки учтено мнение жителей, строительство развязки магистрали с Индустриальным проспектом было решено отменить". Однако противники существующего проекта полагают, что это не просто полумеры, а настоящая лакировка действительности.
- Фактически ничего существенно так и не поменялось: от улицы Ворошилова трассу если и отодвинули, то счет идет на несущественные единицы, максимум десятки метров, - считают представители инициативной группы "Трасса над головами", - ни одна из проблем, которыми чревато строительство трассы в предлагаемом виде для более чем 200 тысяч жителей густонаселенного жилого массива Ржевка - Пороховые в Красногвардейском районе, не решена.
Как пояснила корреспонденту "РГ" житель этого микрорайона Юлия Исакова, отмена развязки с Индустриальным проспектом ситуацию нисколько не улучшит. Потому что основные проблемы - это снос четырех тысяч частных гаражей и фактическая ликвидация наземного проезда от проспекта Наставников к проспекту Солидарности - кратчайшего пути к Александровской больнице. Не говоря уже о том, что уровень шума и загазованности в расположенных поблизости домах вырастет в десятки раз.
По мнению ряда экспертов, проблемы могло бы вообще не быть, если бы трассу проложили по территории Невского района, вдоль улицы Ворошилова, в так называемой "серой полосе", которая зарезервирована под расширение существующей железнодорожной ветки и занята автомастерскими и складами.
- Во всем мире именно так и делается, автодороги строятся радом с железнодорожными путями, - отметил член постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев. - Но очевидно, что наши чиновники не хотят связываться с железной дорогой.
Сейчас комиссия готовит соответствующую поправку в ген-план, хотя, по мнению Ковалева, ее вряд ли примут: "Жители - самая слабая сторона, их интересы можно не учитывать". Предполагается, что первое чтение законопроекта о внесении изменений в генплан состоится
24 мая, на подачу поправок у депутатов будет всего два дня.
Петр Иванов, ведущий специалист кафедры территориального развития им В. Л. Глазычева ИОН РАНХиГС:
- Акции протеста со стороны жителей - это симптом запущенного, застарелого градостроительного конфликта. И они говорят нам о том, что городская администрация допустила серьезные ошибки на предыдущих этапах реализации градостроительных решений. А основной ошибкой является отстранение жителей от принятия решений.
В этой ситуации властям города было бы разумно пересмотреть свой подход к принятию градостроительных решений в будущем, с тем чтобы не доводить потенциально конфликтные ситуации до акций протеста. Люди протестуют потому, что их интересы не были учтены при проектировании и реализации проекта, что потенциально нарушает их право на благоприятную среду, закрепленное 42 статьей Конституции РФ. В такой ситуации необходимо идти по пути усложнения процесса согласования интересов, поиска компромисса, вовлечения граждан в принятие решений.
160 миллиардов рублей - предварительная стоимость ВСР.