Как отмечает автор, в отличие от ВМС США, которые полностью перешли на атомные подлодки, Россия сохранила также и дизель-электрические субмарины. Они по большей части используются для контроля ситуации недалеко от границ, а также на европейском и ближневосточном направлениях. На Западе подлодкам проекта 877 дали уважительное прозвище "Черная дыра" за их малозаметность. А тот факт, что за 30 с лишним лет было построено свыше 50 кораблей этого класса, в том числе много было продано на экспорт, говорит об их эффективности.
К относительным минусам субмарины Мизоками относит невысокую скорость (10 узлов на поверхности и 17 под водой), а также небольшую глубину погружения: 240 метров - рабочая, 300 - предельная (некоторые российские источники дают цифру в 350, - Прим. "РГ"). Вместе с тем "Палтусы" легко могут дойти от базы Северного флота до Кубы, что, очевидно, не очень радует американцев.
Лодки проекта 877 претерпели несколько модификаций, самая удачная из которых - проект 636, по классификация НАТО - Improved Kilo. Скорость надводного хода - 17 узлов, в подводном положении - 20. Может находиться в автономном плавании 45 суток. В экипаж входят 52 человека. На вооружении этих субмарин находятся шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, мины, ударный ракетный комплекс "Калибр". "Варшавянки" могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник.
В мае прошлого года в Петербурге в торжественной обстановке спустили на воду подводную лодку "Колпино". Она стала последней в серии из шести субмарин проекта 636.3 для Черноморского флота. Ранее в его боевой состав поступили подлодки "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол", "Краснодар" и "Великий Новгород".