Внешне, вроде бы, все не так уж плохо. По данным комиссии, координирующей противодействие коррупции, в Свердловской области не задекларировали доходы за 2015 год и имущество либо скрыли что-то 0,8 процента государственных и 0,6 процента муниципальных служащих. К дисциплинарной ответственности за это привлечено 37 человек. Еще 27-ми удалось найти уважительные причины, по которым они не могут предоставить сведения на детей и супругов. Декларационная кампания за 2016-й завершилась 30 апреля. Облпрокуратура начала проверку в отношении 50 депутатов, не раскрывших информацию в положенный срок. Весь май им отводится на внесение уточнений.
Впрочем, как показывает практика, "молчуны" могут опять отделаться устным внушением. Декларирование давно превратилось в формальную процедуру: журналисты с азартом подсчитывают, сколько машин, квартир и участков у власть имущих, те делают вид, что открыты перед народом. Народ делает вид, что верит в бизнес-таланты жен чиновников, которые зарабатывают в несколько раз больше мужей.
- Эффективность этой антикоррупционной меры очень низка: уволить за подобное правонарушение трудно, если человек не имеет других взысканий, - констатирует Иван Григорьев, доцент кафедры социального права Уральского государственного юридического университета. - В разъяснениях минтруда от 2013 года можно встретить как весомые причины отсутствия сведений в декларации (муж или жена пропали без вести, объявлены в розыск), так и весьма странные. Например, личная неприязнь. Или де-факто раздельное проживание без расторжения брака. Как это проверить? Свидетельские показания - не основание. А если второй супруг просто не хочет подавать данные? На него ведь закон не возлагал такие обязанности.
Видимо, это осознали и в департаменте кадровой политики губернатора, потому что в последнее время акцент стали делать не на наказании тех, кто не подает декларации, а на поиске конфликта личных и служебных интересов. В частности, в январе-июне 2016 года удалось установить 21 такой факт. Причем в муниципалитетах преступали правила в два раза чаще, чем на региональном уровне. Семь служащих в итоге уволили, 17 привлекли к дисциплинарной ответственности, четверо депутатов досрочно сложили полномочия.
Проблема не только в корысти, но и в особенностях местечкового менталитета, говорят эксперты. Допустим, был случай, когда экс-главу сельской администрации похоронили за счет бюджета, а расходы, 100 тысяч рублей, провели через ИП преемника. Он долго не понимал, в чем его обвиняют: "Я же благое дело сделал, умер почетный гражданин. Надо было все организовать быстро, вот и привлек свое предприятие".
- Главы муниципалитетов - люди состоятельные, как правило, это выходцы из бизнеса или бывшие председатели колхозов. Чаще всего активы переписывают на жену, и та продолжает заниматься предпринимательством. Но тут возникает конфликт между правом и моралью. Принимая решение, каждый раз приходится оглядываться: тут родня, там друг. И общественный контроль в небольших населенных пунктах больше развит, - комментирует Мария Говдиш, начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений. - Долю в ООО можно передать в доверительное управление, но означает ли это, что чиновник перестал участвовать в бизнесе? По логике, необходимо подавать заявления в ФНС, что учредитель компании на время отстраняется. Поскольку эта норма в законе четко не прописана, возникает много споров. Я считаю, что, пока не доказана выгода, конфликта интересов нет. Так, близкие родственники могут работать в одной сфере, но не в прямом подчинении друг у друга.
Другое дело, что конфликт интересов зачастую путают с нарушением норм служебного поведения. К примеру, в прошлом году одного из муниципальных служащих уволили по жалобе предпринимателя. Чиновник не требовал взятку и никого не "кошмарил", он просто заказал мебель в рассрочку и, рассорившись с производителем, отказался выплачивать вторую часть суммы.
Также некоторые злоупотребляют термином "конфликт интересов" при участии в кадровых конкурсах.
- Недавно пришла жалоба от одного из проигравших претендентов: якобы его начальник, входящий в состав аттестационной комиссии, помешал ему занять вышестоящую должность. Но разве личная неприязнь - это доказательство того, что начальник был заинтересован в победе второго участника? Перед нами обычный служебный спор, который решается в суде или на комиссии по этике, - считает юрист Андрей Медведев. - Нужно вносить изменения в статьи 22 и 48 закона о госслужбе, чтобы не создавать подобные ситуации правовой неопределенности.
Сергей Хазанов, заведующий кафедрой административного права УрГЮУ:
- В новой редакции статьи 10 ФЗ-273 под конфликтом интересов понимается ситуация, которая может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. Предусмотреть исчерпывающий список таких ситуаций невозможно, да и не нужно. А вот средства урегулирования конфликта нуждаются в детализации, практика уже наработана. Мы подготовили свои предложения, которые помогут сократить количество злоупотреблений и не доводить ситуацию до абсурда.
По результатам мониторинга за первое полугодие 2016 года, чаще всего правонарушения выявляются в сфере госзакупок. На втором месте - нецелевое и неэффективное распоряжение бюджетными средствами. Также в регионе было зафиксировано 60 случаев получения и 139 - дачи взятки, 17 коммерческих подкупов. При этом за решетку отправляются не более восьми процентов коррупционеров, остальные отделываются штрафами и порицаниями.