18.05.2017 22:48
Роснефть

Игорь Сечин: "Роснефть" действует в интересах Башкирии

Текст:  Евгения Мамонова
Читать на сайте RG.RU

Юристы считают иск "Роснефти" абсолютно правомочным, и объясняют его организационно-финансовыми манипуляциями, которые привели к обесценению актива на указанную сумму.

По мнению профессора Российской школы частного права Романа Бевзенко, подход, согласно которому акционер вправе хозяйничать в своем обществе, как ему заблагорассудиться, противоречит современному правопорядку.

"С 1 сентября 2014 года существует прямая и недвусмысленная норма о том, что участник корпорации (АО - это корпорация, а акционер - ее участник) обязан не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации, - отмечает Бевзенко. - Последствием нарушения этой обязанности будет возмещение убытков, причиненных корпорации. И отрицать саму возможность постановки перед судом такого вопроса было бы просто непрофессионально".

Почему "Роснефть" и "Башнефть" подали иск к АФК "Система"

Подавая иск против АФК "Система" "Роснефть" действует в интересах Башкирии, об этом заявил глава компании Игорь Сечин.

Напомним, что в начале мая "Роснефть" и ее "дочка" "Башнефть" подали иск к экс-менеджменту "Башнефти" - АФК "Система" на сумму 106,6 миллиарда рублей. Одна из причин иска - вывод ряда важнейших активов "Башнефти", и как следствие, нанесение финансового ущерба компании.

"Прямые потери - 106 миллиардов рублей, но если возьмем курсовые разницы, то, может, и 180 миллиардов рублей. Эту позицию поддерживает и правительство Башкирии, и миноритарные акционеры. Мы обязаны защищать интересы всех акционеров", - сказал глава "Роснефти".

Также он отметил, что "Роснефть" вернула себе первый актив - нефтесервисную компанию "Таргин", которую вывели из "Башнефти" предыдущие собственники.

"Вернули на льготных условиях, - подчеркнул Игорь Сечин. - Работаем над возвращением еще ряда активов. Принимая решение о конкурентной цене при выкупе "Башнефти", мы понимали, что должны поработать над синергией, связанной и с возвратом активов".

Согласно иску, АФК "Система" с 2010 по 2014 год существенно изменила структуру владения "Башнефти" и вывела из нее ресурсно-значимые активы, в том числе на свои дочерние структуры. В результате реорганизации "Башнефть" лишилась энергетических, логистических и нефтесервисных активов, что повлекло за собой инфраструктурную зависимость компании.

В иске также утверждается, что АФК "Система" вывела из "Башнефти" активы в виде принадлежащих ей 49,41% акций дочерней компании "Система-Инвест" стоимостью 57,2 миллиарда рублей, а также лишила "Башнефть" права требования к АФК по ранее выданным займам на сумму 36,7 миллиарда рублей. Кроме того, условия реорганизации повлекли массовую продажу миноритарными акционерами своих акций. Обязанность "Башнефти" выкупить эти акции вылилась в сумму 12,5 миллиардов рублей. Общие потери "Башнефти" от действий АФК "Система" составили более 106 миллиардов рублей.

АФК считает, что "Роснефть" не может подавать к ней иск, т.к. является преемником во владении акциями "Башнефти". Аргумент о невозможности подать иск - спорный, считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Не следует путать статус процессуального истца и статус причинителя вреда. Пока акционер и причинитель вреда - одно лицо, оно не может подать иск сами к себе, но когда эти два свойства расходятся по разным лицам, то право быть процессуальным истцом переходит к новому лицу, говорит первый заместитель председателя Совета Исследовательского центра частного права при президенте Андрей Егоров.

Компании стоит учитывать историю судебных тяжб в башкирском суде, предостерегает юрист. Не часто ответчики публично раскрывают свою линию защиты до судебных слушаний, удивлен Фролов. Он предполагает, что компания опубликовала отзыв на исковое заявление, чтобы вовлечь в публичное обсуждение как можно больше людей и юристов, и в случае необходимости усилить свои позиции по раскритикованным пунктам.

Срок исковой давности в данном случае - вопрос спорный, считает Егоров. Неблагоприятные последствия могли наступить не сразу, и он считает, что срок исковой давности стоит отсчитывать с момента их выявления.

Роснефть