Кардинальных изменений и резких движений в бюджетной политике нет - решения продиктованы имеющимися возможностями и политическими приоритетами. Новации же касаются корректировки бюджетных параметров текущего, 2017 года.
Так прогноз по инфляции снижен на 0,2%, с 4 до 3,8%. Общий объем доходов федерального бюджета повышен до 14,6 триллиона рублей вместо планировавшихся ранее 13,5 триллиона рублей - рост почти на 8,5%. Объем расходов предлагается увеличить с 16,24 до 16,56 триллиона рублей (рост почти на два процента по сравнению с действующим законом о бюджете).
Минфин радикально пересмотрел прогноз по дефициту бюджета на 2017 год. Теперь, следует из поправок, он может составить не 3,2% ВВП, а только 2,1% ВВП (снижение с 2,75 до 1,92 триллиона рублей, или на 30,1%).
В проекте поправок также уменьшены предельные суммы внутреннего и внешнего государственного долга, суммы государственных гарантий по внешнему и внутреннему долгу. Кроме того, в новом варианте закона о бюджете сжата сумма бюджетных ассигнований, направляемых на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, но увеличена на 37,5% сумма бюджетных ассигнований, направляемых на погашение кредитов иностранных государств.
В целом можно выделить следующие тренды бюджета. Это очередное увеличение расходов на оборону посредством добавления нескольких новых секретных приложений и субсидий для компаний, участвующих в выполнении соответствующих программ.
Заметное внимание в бюджетных планах уделяется продвижению имиджа России в виде дополнительных расходов на подготовку престижных международных соревнований - выделено 5 миллиардов рублей на реализацию инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства в рамках проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Можно сказать, традиционно бюджет реагирует на потребности транспортной логистики в столице, и в этот раз установлена возможность направления в уставный капитал РЖД дополнительных средств в объеме 9 миллиардов рублей на строительство дополнительных остановочных пунктов Московской железной дороги. А вот субсидии из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Федерации на возмещение части затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков уменьшены на 29%.
На первый взгляд, основные параметры бюджета улучшаются: растет доходная часть, уменьшается бюджетный дефицит, возрастает величина Резервного фонда. К наиболее оптимистичным факторам относится укрепление рубля и снижение инфляции. Но это, к сожалению, не панацея от всех бед.
В прошлом году страна столкнулась с падением реальных доходов населения почти на 6%, сокращением розничного товарооборота на 5,2%, внешнеторгового оборота - на 13%. И хотя показатели предыдущих лет, когда рубль оказался менее устойчивым, были печальнее (доля России в мировом ВВП сократилась с 2,9% в 2013 году до 1,7% в 2016-м, реальные располагаемые доходы за 2013-2016 годы снизились на 13%), сегодня думать нужно о другом: об инвестициях - без них не может быть экономического роста, на который мы так рассчитываем.
Между тем на данный момент фиксируется уменьшение их объема. По заключениям Счетной палаты происходит планомерное сокращение средств, выделяемых на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Исключением являлся только бюджет 2015 года. В 2013 году объем ассигнований на ФАИП уменьшился на 9,2% по отношению к 2012 году. В 2014 году сокращение по отношению к предыдущему году составило 8%. В 2015 году инвестиции увеличились на 21,2% в текущих ценах (годовой индекс инфляции в 2015 году составил 12,9%). В 2016 году расходы на реализацию ФАИП планировались в размере 91,4% от уровня 2015 года. В 2017 году соответствующие расходы, согласно федеральному бюджету, должны составить 97,3 % от уровня 2016 года.
Предлагаемый бюджет может являться показательным с точки зрения аккуратного бухгалтера, который чтит законы сведения дебита и кредита, добиваясь и сокращения дефицита бюджета, и увеличения размера Резервного фонда... Но в период стагнации от бюджета нужны совсем иные, управленческие акценты: целевые ориентиры экономической политики государства, механизмы стимулирования экономического роста. А это выделение драйверов роста экономики, создание условий для активизации инвестиций. Игнорирование таких рычагов в бюджетной политике - стратегическая ошибка, которая может привести к точке невозврата в будущем.