Этот проект ГМИИ им. А.С. Пушкина представил в параллельной программе 57-й Венецианской биеннале. Он идеально вписался и в тему биеннале Viva arte viva, заявленную ее куратором Кристиной Масель, и в пространство старинного и бережно отреставрированного палаццо Соранцо Ван Аксель. Птица как образ воли, парения в вышине, пересечения границ и небесного града оказывается в контексте выставки синонимом живого искусства.
Для искусства нет границ. Как для птиц из "Частной Луны" Леонида Тишкова. Это история вовсе не о "приватизации" ясного Месяца, а о той встрече с волшебным, сказочным миром, который может оказаться так же близко, как Луна на балконе, в комнате ребенка или в лодке, где на веслах - художник. По-иному встреча с Луной происходит в работе "Фонарь" Мартина Хонерта. Луна оказывается уже не персонажем - местом действия, пространством, которое видно из окна, а в небе - планета Земля.
В пространстве старинного дворца, где в одной из зал стоит каменная купель с рельефным крестом и крылатым львом с Книгой в руках, почти у любого путешествия оказывается привкус вечности. Особенно если его маршрут вышит шелком по вытертому венецианскому бархату. Маршруты "Великого шелкового пути", вышитые Ириной Затуловской и повторяющие абрисы северной и южной дороги караванов с шелком и чаем из Поднебесной к Средиземному морю, напоминает издалека линии перелетов птиц. А рядом - на деревянном круге, закрепленном на узорчатой алой ткани, взмывают над землей два существа, с крыльями, словно у "Летатлина".
Юмор, теплоту, соединение обыденного с вечностью, простодушного с возвышенным можно найти и в работе японского художника Масаки Фуджихата. Между двумя домиками, абрис которых составлен из палочек люминесцентных ламп, словно воспроизводя модель с детского рисунка, - куча проводов и лежащая на полу антенна. В одном - складной стул (из ламп, разумеется), который стоит перед пустотой "четвертой стены", роль которой в японских домах играл во второй половине ХХ века телевизор. В другом домике - на полу ноутбук, на экране которого ведущие японских ТВ-передач 1960-х годов с прическами, как у Бриджит Бардо.
Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина в Венеции рифмуется с новой выставкой из Италии, которая откроется 9 июня и продлится до конца августа
Как изящно выразился Микеле Томмази, временный исполняющий обязанности посла Италии в РФ, она "осветит московское лето венецианским светом". Венецианский свет он упомянул не для красного словца. И Тициан Вечеллио (1490-1576), и Якопо Тинторетто (1518 - 1594), и Паоло Веронезе (1528 - 1588), 25 работ которых будут представлены в Москве, представляют венецианскую школу, славящуюся утонченным колоритом.
Директор ГМИИ им А.С. Пушкина Марина Лошак, представляя в МИА "Россия сегодня" выставку "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России", подчеркнула, что многие работы из 25, приезжающих на выставку, не только впервые приедут в Москву, но и впервые покидают пределы Италии. Несколько работ Тинторетто для выставки в Москве привезут из церквей Сан Маркуола ("Тайная вечеря") и Сан-Сильвестро ("Крещение Христа")... Из частной галереи Дория-Памфили в Риме прибудет "Саломея" Тициана. Из туринской Галереи Сабауда приедет полотно Веронезе "Венера, Марс и амур".
На выставке также будут и четыре работы из российских собраний. Эрмитаж дал две картины Тинторетто ("Святой Георгий с принцессой" и "Портрет неизвестного", написанный сыном Якопо - Доменико). ГМИИ же впервые после реставрации покажет "Воскресение Христа" Веронезе... Кроме того, среди обещанных сенсаций - первый в России показ "Венера и Адонис". Эта картина впервые атрибутирована как работа Тициана.
При том, что громкая выставка Тициана уже была в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2013 году, когда в Москву приехали одиннадцать картин из музеев Италии, нынешний проект рифмуется еще и с недавней выставкой "Рафаэль. Поэзия образа". "Если Рафаэль и Микеланджело представляют традиции Ренессанса во Флоренции и Риме, то Тициан - это Венецианская школа. Иначе говоря, это другая грань итальянского Возрождения", - говорит одна из кураторов выставки, хранитель итальянской живописи в ГМИИ Виктория Маркова. Кроме нее кураторами проекта с итальянской стороны будут Томас Далла Коста и Бернард Айкема из Веронского университета.
Выставка продлится до 20 августа. Найти ее совсем просто. Если найдете в Итальянском дворике музея кондотьера Коллеони, можно быть уверенным, что до выставки "Венеция Ренессанса..." в Москве рукой подать.