24.05.2017 18:50
Экономика

Банки потеряли от действий аферистов почти 14 млрд рублей за год

Количество кредитов с признаками мошенничества за год выросло на треть
Текст:  Елена Березина
Российская газета - Федеральный выпуск: №111 (7277)
За год банки потеряли от действий кредитных аферистов почти 14 миллиардов рублей, а количество займов с признаками мошенничества выросло на треть, подсчитали в Объединенном кредитном бюро (ОКБ).
Читать на сайте RG.RU

Потенциально мошенническими считаются те кредиты, по которым не было совершено ни одного платежа за четыре месяца с даты выдачи. Всего за 2016 год российские банки выдали более 334 тысяч "плохих" займов. Годом ранее их было только 254 тысячи.

В регионах появилась ипотека под семь процентов

"Тенденция роста объемов кредитного мошенничества связана с восстановлением кредитной активности в 2016 году, - поясняет Даниэль Зеленский, глава ОКБ. - Объемы выданных кредитов выросли на 28 процентов по сравнению с предыдущим годом, в результате увеличились и объемы потерь".

Самый большой ущерб понес Дальневосточный федеральный округ - здесь банки "подарили" аферистам 1,35 миллиарда рублей. Этот же регион стал рекордсменом по приросту объема "плохих" кредитов - плюс 81 процент за год. Видимо, демографическая ситуация в округе выравнивается. Правда, за добросовестными покорителями гектаров тянутся и аферисты.

За 2016 год удалось предотвратить попытки мошенничества более чем на 40 миллиардов рублей

Самое большое количество "плохих" займов в Приволжском федеральном округе: 76 тысяч. Наименьшие потери понесли банки Северо-Кавказского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов. В первом это можно объяснить не очень большим количеством самих банков, в последних двух - тщательной работой с заемщиками.

Как правило, мошенники используют потребительские кредиты небольшого объема - до 300 тысяч рублей. Это простые продукты, где нет залогов и наименее жесткие требования к потенциальным заемщикам. Средний размер "плохого" кредита, по данным ОКБ, снизился с 54 до 41 тысячи рублей. "Это актуально и для кредитов наличными, и для кредитных карт, то есть наиболее популярных и быстро растущих сегментов, - говорит Андрей Люшин, зампред правления Локо-Банка.

Зачем нужна кредитная история

"Активизируются мошенники в основном в сегменте микрофинансовых организаций, - отмечает Даниэль Зеленский. - Банки в отличие от большинства МФО уделяют более пристальное внимание оценке и проверке клиента перед выдачей ему кредита, используя для этого комплексные скоринговые системы и различные источники информации: данные бюро кредитных историй, соцсетей, биометрических параметров".

Банки для борьбы с мошенниками стараются использовать максимально широкий набор инструментов. Это и различные скоринговые модели, которые постоянно обновляются с учетом изменения рынка, и дополнительные проверки в рамках бюро кредитных историй, и активная работа служб безопасности для выявления недружественных действий со стороны самих сотрудников, перечисляет Андрей Люшин.

По данным банков, которые используют систему "Национальный Хантер", направленную на противодействие мошенничеству на межбанковском уровне, за 2016 год удалось предотвратить попытки мошенничества на сумму более 40 миллиардов рублей.

"Кредитование - один из наиболее популярных банковских продуктов, соответственно, и один из наиболее привлекательных для мошенников, - подчеркивает Антон Соничев, член Экспертного совета по законодательству о банковской деятельности и аудите Комитета Госдумы по финансовому рынку. - Они уже применяют множество способов легально получить деньги и избежать необходимости их возвращения: использование поддельных документов при оформлении заявки на кредит, создание фиктивных организаций, имеющих право на получение кредита на льготных условиях".

В основном кредиты выдаются переводом денег на счет клиента и затем незамедлительно снимаются: обналичиваются либо переводятся другому лицу по поддельному договору. С развитием интернет-технологий растет число афер с помощью онлайн-сервисов банков. "Самое неприятное, что мошеннические действия нередко осуществляются при помощи нечистых на руку сотрудников банка. И для того, чтобы минимизировать такие риски, банки усиливают собственную безопасность, проводят специализированное обучение персонала и используют современные технологические разработки для контроля деятельности своих работников", - констатирует Антон Соничев.

Глава ЦБ объяснила логику медленного снижения ключевой ставки

Современные возможности анализа кредитной истории и деятельности потенциального заемщика, а также текущего и последующего контроля практически в полной мере позволяют просчитать перспективы возврата кредитных средств, полагает профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор юридических наук Иван Соловьев. "В случае сбоев, конечно, основные вопросы задаются банковским служащим. Ведь в любое время - и тучное, и кризисное - на чем-то поймать менеджера, завербовать его, привлечь хорошим процентом от невозвращенных средств - всего лишь бизнес для злоумышленников, - отмечает он. - Букет противозаконных устремлений банковских служащих состоит из посредничества и организации схем по обналичиванию, выдаче заранее невозвратных кредитов, формирования "фондов" из денежных средств клиентов, которыми распоряжаются по своему усмотрению, банального воровства".

По мнению экспертов, банкам надо не только усилить внутренний контроль и более разборчиво подходить к подбору персонала, но и активнее взаимодействовать в этом вопросе с правоохранительными органами.

Долги и кредиты Банки