24.05.2017 14:36
Экономика

Плавучие рестораны Петербурга оказались под угрозой закрытия

В Петербурге рестораны на воде могут оказаться вне закона
Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Санкт-Петербург: №110 (7276)
В Петербурге закрыли плавучий ресторан, расположенный на дебаркадере у Биржевого моста. Заведение перестало принимать посетителей после визита сотрудников Следственного комитета на транспорте и ФСБ. Вердикт проверяющих довольно суров: в заведении нарушались противопожарные нормы и правила техники безопасности, сама площадка баржи признана негодной к эксплуатации. Нюанс в том, что год назад ресторан по этим же причинам уже закрывался, но это не помешало ему вновь начать работу на той же самой площадке.
Читать на сайте RG.RU

В самом ресторане "РГ" сообщили, что пока не знают, когда смогут открыться, никаких документов от Следственного комитета предприниматели на момент публикации не получили.

Названы самые удобные районы Петербурга

Тем не менее, рестораторы выпустили пародийный ролик, в котором девушка, похожая на ведущую программы "Ревизорро", ходит по заведению и придирается к тому, что в мойке лежит грязная посуда, а повара готовятся нарезать салаты из огурцов разного размера.

По данным "РГ", ведущие настоящей программы "Ревизорро" в ресторан не приходили, а значит, ролик можно считать скорее метафорой.

В Следственном комитете на транспорте по СЗФО причины визита правоохранительных органов в ресторан не раскрывают, говорят, что была получена оперативная информация и ее проверка закончилась возбуждением уголовного дела. Статья - "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей".

Примечательно, что к этому заведению давно имеют претензии в Смольном. С 2013 года по сей день комитет имущественных отношений (КИО) и рестораторы с завидной регулярностью подают друг на друга в суд. Чиновники из КИО пытаются доказать, что заведение стоит на набережной незаконно и должно платить арендную плату за пользование городским имуществом. Предприниматели в свою очередь просят перестать им препятствовать пользоваться собственным имуществом, коим является дебаркадер. Иски курсируют от одной инстанции к другой, точка в споре не поставлена до сих пор.

Ситуация показательная. В Петербурге порядка дюжины плавучих ресторанов, и практически каждое заведение уже имеет большой судебный опыт. Правда, тяжбы не мешают им принимать посетителей и неплохо на них зарабатывать.

Так, еще с осени прошлого года по решению арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен был закрыться стриптиз-бар на Петроградской набережной. Если поборников морали и нравственности смущает соседство заведения с крейсером "Аврора", то в Смольном апеллируют к документам и намекают, что срок договора водопользования с владельцами бара истек еще в декабре 2015 года. Несмотря на просьбы владельцев, комитет по природопользованию договор не продлил, поскольку выяснилось, что у судна есть определенные технические проблемы, в частности, не решен вопрос с отводом сточных вод. Сам корабль стоит в охранной зоне, через Большую Невку протянуты инженерные сети, кроме того, это центр города, и суда не должны заслонять классические петербургские панорамы. Предприниматели считают эти аргументы надуманными, осенью прошлого года они даже обращались в суд, но проиграли.

Тем не менее корабль не только стоит на набережной - на нем проводятся шоу-программы.

Если посмотреть историю взаимоотношений Смольного и ресторанов на воде, то всякий раз это даже не спор, а настоящая битва титанов.

Президент федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар полагает, что количество потенциальных нарушений в заведениях на воде ничуть не меньше, чем на суше, но отмечает, что к плавучим точкам требований гораздо больше, например, необходимо получать разрешение на эксплуатацию в Морском регистре. Также к кафе и ресторанам на воде предъявляются повышенные экологические требования.

Яков Малкин, шоумен, руководитель петербургского представительства ассоциации ночных клубов, говорит, что если на суше рестораторы еще готовы к смене локаций, то на воде ставки в несколько раз выше.

В России названы регионы-лидеры гастрономического туризма

- Ресторан на воде - это очень маржинальный бизнес. Все легальные плавучие заведения позиционируют себя как элитные, там авторская кухня, высокие цены, которые обусловлены не только квалификацией персонала и интерьерами, но и видом из окна и легким покачиванием, которое создает иллюзию морского путешествия. И клиенты готовы за это платить.

По словам Малкина, значительная доля доходов плавучих ресторанов поступает от закрытых мероприятий, в основном свадеб и корпоративных вечеринок.

Любят погулять на корабликах не только взрослые, но и дети. По данным "РГ", в минувшие выходные во фрегате на Петровской набережной был банкет по случаю чествования выпускников четвертого класса одной из элитных городских гимназий.

- Надо признать, что плавучие рестораны стали уже некой городской достопримечательностью, возле них фотографируются туристы. А банкет на воде - это один из самых популярных видов летнего досуга, - говорит руководитель петербургской ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев. - Я не думаю, что рестораны-корабли портят облик исторического центра.

Эксперты сходятся во мнении, что проблемы у речных рестораторов возникают в первую очередь из-за сложностей с нормативной базой. Законодательство Петербурга более ли менее регулирует вопрос аренды причалов для посадки-высадки пассажиров, но ситуации, когда судно стоит на причале все время, решаются индивидуально. Точно так же в отдельном порядке регулируются вопросы подключения коммуникаций, удаления сточных вод и прочие нюансы, которые элементарным образом разрешаются для стационарных объектов. А это тормозит развитие отрасли в целом. Но запрос на отдых на воде только растет. Поэтому те предприниматели, которым удается сохранить свои корабли на причалах, ведут бизнес в условиях спроса, который иначе как бешеным не назовешь.

Малый бизнес Туризм Санкт-Петербург Северо-Запад