Бороться с "продуктовыми мошенниками" Роспотребнадзор предлагает радикально. Ведомство уже подготовило законопроект о введении уголовной ответственности за фальсификат продуктов питания. Подробности "Российской газете" рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Анна Юрьевна, сегодня очень много говорят о фальсификации продуктов. Что чаще всего подделывают?
Анна Попова: Фальсифицируют, то есть заменяют один компонент в продукте на другой, чаще всего молочные и мясные консервы (в прошлом году было выявлено 8 процентов фальсификата), а также молочную продукцию (обнаружено по итогам прошлогодних проверок 4,3 процента фальсифицированной "молочки").
Такие находки мы видим сразу в любом регионе благодаря специальному электронному модулю, который позволяет нашим региональным управлениям передавать информацию о находках фальсификата в течение нескольких часов. По итогам этой работы 12 производств были закрыты, на 360 наименований продукции отозваны сертификаты соответствия, а по особо злостным нарушителям работаем совместно с правоохранительными органами - передали им больше 250 материалов уголовных дел.
Миллионов мало
Ужесточать ответственность за фальсификат планируете?
Анна Попова: По действующему законодательству, если производитель заявляет наличие каких-то компонентов в продуктах в определенных объемах и указывает их на упаковке, значит все это и должно содержаться в продукте. Если выявляются другие, незаявленные ингредиенты - это уже фальсификат, обман потребителя.
Сейчас за подобные нарушения, которые мы выявляем, предусмотрены штрафы, до миллиона рублей, но мы настаиваем на том, чтобы за это была еще и уголовная ответственность. Подготовлен проект закона, который уже прошел все необходимые согласования. Добросовестный бизнес поддерживает шаги по ужесточению ответственности за фальсификат. А тем, кто сознательно пытается подсунуть потребителям низкопробную продукцию, не место на рынке.
Как вы оцениваете качество продуктов? Одни эксперты утверждают, что только 10 процентов продуктов некачественные, другие называют 90. Кто прав?
Анна Попова: Доверяйте официальным данным - Роспотребнадзору. Сегодня показатели качества не нормируются, в технических регламентах записаны только показатели безопасности. И могу заверить - до потребителя у нас доходит безопасная продукция.
Меня всегда крайне настораживают подобные экспертные оценки. Всегда хочется задать "специалистам", кричащим, что у нас все плохо, вопросы: "В каких лабораториях вы проводили исследования, чтобы делать выводы? Как отбирали продукты питания? По каким критериям исследовали?"
И где взять ответы на эти вопросы?
Анна Попова: Тема качества продуктов сегодня актуальна и интересна людям - это позитивный тренд. Это говорит о готовности общества, о том, что оно перешло на принципиально новый уровень - хочет покупать не все подряд, а уже то, что приносит пользу. И государство, реагируя на этот запрос общества, уже разработало и утвердило Стратегию повышения качества продуктов питания в РФ до 2030 года.
В стратегии дано новое определение качества, в это понятие входят три составляющие: безопасность продукции, ее потребительские свойства и сбалансированность компонентов, входящих в состав продуктов.
Из лаборатории на рынок
Соблазн быстро выпустить на рынок продукт не из натуральных компонентов, а из дешевых заменителей, велик. Особенно сейчас, когда люди выбирают что подешевле. Как вообще продукты попадают на прилавок?
Анна Попова: До 2010 года вся новая продукция, выводящаяся на рынок, должна была пройти государственную оценку и получить заключение. В 2010 году эта норма была отменена. Во всех странах Евразийского экономического союза, куда входит и Россия, введена система сертификации или декларирования.
Производитель сам в любой лаборатории, которая имеет соответствующую аккредитацию, проводит исследование образцов своей продукции, получает результаты и с ними идет в органы сертификации. Те вносят его в реестр и дают сертификат соответствия.
А Роспотребнадзор в процессе как-то участвует?
Анна Попова: Ни одно надзорное ведомство при этом ни продукцию, ни производство не видит. Производство открывается в уведомительном характере. Нужно просто уведомить Роспотребнадзор. Делается это, как правило, через наш сайт. Юридическое лицо ставит нас в известность, что начинает такую-то деятельность в таком-то направлении и декларирует соответствие своего производства санитарным требованиям.
Как только производство запускается, производитель идет с готовой продукцией в торговую сеть. Продавцы смотрят документы на товары, выданные независимыми лабораториями, и если их все устраивает, выкладывают продукты на прилавок. Так новый товар выходит на рынок.
Но служба снимает с реализации тысячи тонн некачественных товаров. Это же результаты проверок производителей?
Анна Попова: Конечно, но здесь есть своя специфика. Если говорить о новом производстве, то, по действующим законам, мы можем его проверить не ранее чем через три года после его запуска, так что наши сотрудники могут оказаться там раньше только внепланово, по жалобе. Такой же механизм существует и для предприятий торговли и общественного питания - плановые проверки не чаще одного раза в три года, но внепланово по жалобам мы реагируем всегда.
Это плановые проверки, о которых вы заранее должны уведомить торговую точку и прийти туда с прокуратурой?
Анна Попова: Проверки могут быть и плановые, и внеплановые: по жалобам людей, по поручениям правительства. Мы больше не обязаны уведомлять за 24 часа тех, к кому мы придем с внеплановой проверкой по жалобе потребителя, если деятельность этих компаний связана с производством или продажей продуктов питания.
С февраля 2015 года эффективность внеплановых проверок повысилась - количество выявляемых нарушений на одну такую проверку в торговле или общепите выросло втрое.
В прошлом году специалисты Роспотребнадзора проверили 57 тысяч производителей пищевых продуктов, организаций общепита и торговых предприятий. По результатам проверок мы забраковали 73 тысячи партий пищевых продуктов - это больше трех тысяч тонн. Суды по нашему представлению приостановили работу почти двух тысяч объектов, допустивших нарушения.
И рыба, и мясо
Чем опасна забракованная вами продукция?
Анна Попова: У нас в стране довольно жесткие требования к безопасности продуктов в обороте. Сегодняшняя проблема на Западе с антибиотикорезистентностью микроорганизмов во многом связана с очень лояльными нормами и критериями по допущению антибиотиков в мясе, в яйце, в молоке - в США допустимое содержание в 10 раз выше, чем у нас.
Россия на это не пошла, и мы удержали свои позиции и по рактопамину и считаем, что он не должен содержаться в мясе. Мы не позволили провести норму для соматотропного гормона. Предполагавшееся изначально положительное решение, в котором прежде всего были заинтересованы США, принято не было. Российские нормы отличаются в более жесткую сторону по нитратам, по радионуклидам, по содержанию некоторых микроорганизмов, в том числе листериям.
Какие основные нарушения?
Анна Попова: В прошлом году наши лаборатории исследовали более пяти миллионов проб пищевой продукции. Среди находок - высокое содержание нитратов в пробах импортных бахчевых культурах, но в целом по химическим показателям отклонения минимальны - не более 0,6-0,7 процента.
Проводим мы исследования и по микробиологическим показателям. Здесь доля нарушений несколько выше - в год выявляется 4,3-4,7 процента продукции, которая по микробиологии не соответствует. На этой ниве снова отличились импортные плоды и ягоды - 7 процентов с замечаниями, но есть претензии и к рыбной продукции (7 процентов), замечания по мясу птицы (5 процентов). И именно среди этих групп товаров из года в год и выявляются основные нарушения по микробиологии. Вся продукция изъята из оборота.
Борьба за покупателя
На что чаще всего жалуются покупатели?
Анна Попова: В прошлом году мы получили более 750 тысяч обращений от россиян. Чуть более 100 тысяч из них касается торговли. Но люди жалуются не только на то, что купили некачественные, по их мнению, продукты. Кого-то обманули, кого-то обвесили, кому-то нагрубил продавец или кассир, где-то ценник не соответствует цене в чеке.
Но в российские магазины ежегодно ходят миллиарды раз - в 2015 году, например, было 25 миллиардов посещений торговых точек. А каждый купил не один продукт или товар. При таком трафике то количество жалоб, которое до нас доходит, крайне мало.
Но жаловаться в Роспотребнадзор не каждый готов. Многие хоть и недовольны тем, что купили, ограничиваются лишь устным высказыванием в адрес продавца.
Анна Попова: Конечно, до нас доходит лишь часть недовольных. В то же время за годы работы на площадке защиты прав потребителей наша торговля очень сильно изменилась в лучшую сторону. Могли покупатели 15 лет назад вернуть товар назад в магазин и получить обратно свои деньги? Просто потому, что он при ближайшем рассмотрении не подошел, разонравился…
Это было практически невозможно. А сегодня это обычное дело. Если мне что-то не нравится, я могу вернуть. Мало того, сегодня торговая сеть зачастую удлиняет срок возврата. По закону вернуть или обменять не подошедший по цвету, размеру, фасону товар можно в течение 14 дней, но многие магазины готовы взять у вас товар назад (при сохранении ценника, бирки, упаковки, чека) в течение 30 дней. Так продавцы борются за потребителя. Ведь конкуренция среди торговых предприятий, особенно в крупных городах, сегодня очень высокая.
При проверке продуктов вы не обязаны теперь предупреждать продавцов о своем визите, а с непродовольственными товарами та же история?
Попова: Нет, по непищевым продуктам эта норма не работает. Здесь мы обязаны за день предупредить о проверке и прийти по согласованию. И, конечно же, при таком раскладе нарушений меньше. История с проверками чипирования шуб - наглядный тому пример. Мы в законном порядке уведомляли меховые магазины о визитах. Но к чему мы порой приходили? Либо к закрытым дверям, либо к шубам с чипами, принесенным из соседнего магазина, хотя до этого поступали сигналы, что меховые изделия в торговой точке не имеют чипов.
И как продавцы умудрялись ставить чипы? Ведь это, наверняка, не за час делается.
Попова: Чипы выдает налоговая служба. И это - удачный проект. Покупая меховое изделие, которое стоит немалые деньги, с чипом, покупатель может быть уверен в качестве продукции: что шубу легально произвели и ввезли в Россию, а не пошили в грязном подвале нелегального цеха из меха неизвестного науке животного. Но недобросовестные продавцы, которые продают некачественный товар, на который никогда не будет выдан чип, при проверке умудрялись брать у друзей-знакомых легальный товар "напрокат". И как доказать, что это не их товар? Поэтому по таким объектам мы выходим совместно с теми силовыми структурами, которые имеют право ходить без предупреждения.
А часто находите товары, которые неизвестно где произведены? Эта проблема особенно волнует автомобилистов, которые, экономя, покупают омывающую жидкость за 100 рублей на обочине, а затем переживают, что купили неизвестно где произведенную отраву.
Попова: Нелегальные цеха существуют, и там производят не только стеклоомывающую жидкость, но и продукты, и промышленные товары. Но мы вместе с правоохранительными органами проводим серьезную работу, чтобы их становилось все меньше и меньше. И результаты есть. По телевизору же вы видите репортажи о том, что вскрыли очередной подпольный цех. Его же не просто так, проходя мимо, кто-то обнаружил. Это результат системной работы. И не только закрывается подпольный цех, но и сразу же изымается из оборота вся произведенная им продукция. Двух суток для этого достаточно.