28.05.2017 22:21
Культура

Фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева получил приз жюри в Каннах

"Нелюбовь" Андрея Звягинцева получил приз жюри в Каннах
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №114 (7280)
Каннский фестиваль ушел в историю - на набережной Круазетт жюри под руководством Педро Альмодовара огласило список лауреатов самого престижного киносмотра мира. Основные российские надежды были связаны с "Нелюбовью" Андрея Звягинцева. Неофициальное жюри критиков, собранное журналом Screen, признало драму Звягинцева лучшим фильмом основного конкурса. Коллегия судей с критиками не согласилась, наградив "Нелюбовь" призом жюри - наградой весомой, но второстепенной.
Читать на сайте RG.RU

Остальные награды распределились следующим образом. Главный приз фестиваля, Золотая пальмовая ветвь, достался шведскому режиссеру Рубену Эстлунду за "Квадрат".

"Золотую пальмовую ветвь" получил "Квадрат" Рубена Эстлунда

Гран-при жюри под всеобщие овации и рыдания получила картина француза Робена Кампийо "120 ударов в минуту" - душераздирающая гей-драма про эпидемию ВИЧ в 90-е годы. Совсем другое настроение в зале царило, когда вручали приз за лучшую режиссуру. Громкий свист раздался, когда стало известно, что эту награду получила София Коппола за фильм "Роковое искушение" - неоднозначно принятый на фестивале ремейк триллера Дона Сигела "Обманутый" (1971). Приз за сценарий разделили два фаворита Канн - "Убийство священного оленя" грека Йоргоса Лантимоса и "Ты никогда здесь не был" шотландки Линн Рэмси. Фильму Рэмси также выписали приз за лучшую мужскую роль - его получил американский актер Хоакин Феникс. Лучшей актрисой признали Диану Крюгер за роль в фильме Фатиха Акина "Из ниоткуда". Также Канны отдали должное еще одной актрисе - спецприз жюри в честь 70-летнего юбилея Каннского фестиваля получила Николь Кидман, которая сыграла сразу в трех конкурсных фильмах. Напомним, ранее "Теснота" Кантемира Балагова в конкурсе "Особый взгляд" получила приз ФИПРЕССИ.

О нашем кино снова заговорили с интересом и уважением, и это приятно

Интересно сравнить итоговые результаты с прогнозами. Наиболее верными претендентами на "золото" большинство мировых изданий называли картину "Ты никогда здесь не был" Линн Рэмси, "120 ударов в минуту" француза Робена Кампийо и "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Высоко оценивали нашу актерскую школу: из трех лидирующих актрис две из России - Василина Маковцева в "Кроткой" и Марьяна Спивак в "Нелюбви"; победившая Диана Крюгер лишь замыкала тройку. Ясно, что совершен важный рывок. Многие годы подряд мы с тревогой следили, проскользнем на этот раз в фестивальные программы или снова облом? Сейчас реноме восстановлено: три картины, так или иначе связанные с Россией, - в числе сильнейших, такого не бывало в новейшей истории фестиваля. О нашем кино снова заговорили с интересом и уважением, и это приятно.

Что важно: к каннским завсегдатаям Звягинцеву и Лознице добавился дебютант Кантемир Балагов из Кабардино-Балкарии. Регион, прежде не замеченный в достижениях в области кино, благодаря усилиям Александра Сокурова и его мастерской стал одним из ярких открытий Канн. Это значит, что кинопроизводство перестает быть уделом Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, в процесс включаются национальные республики.

Российский фильм в Канне удостоен приза ФИПРЕССИ

На фоне мирового кино три наших фильма в числе лучших - это ли не повод для национальной гордости, о которой мы столько толкуем? Но уже раздаются возмущенные голоса тех, кто картин еще не видел, зато видит в искусстве только орудие пропаганды: мол, почему это мировые фестивали предпочитают только нашу "чернуху"?! Кино как исследование, как размышление почему-то вызывает у иных тревогу: мол, а как мы выглядим со стороны! Успокоим их: фестивали не ищут специфически русскую "чернуху", они собирают проблемное кино со всего мира. Мы здесь смотрели фильмы из Франции, Англии, Ирана, Швеции, Румынии, Кореи, и ни разу нам не делали лучезарно и безмятежно: повсюду герои бедствуют, мучаются, борются за свои права, и гуманистическое искусство им в помощь. И никому из зрителей не приходит в голову распространять показанную им историю на всю многообразную жизнь Франции, Англии, Швеции или Румынии. Иначе мир давно бы уже полагал, что вся Россия - это только герои "Ревизора", "Мертвых душ" и города Глупова. Искусство работает по иным законам, и мир интересуют истории, способные отозваться в личном опыте хоть россиянина, хоть американца, хоть француза. Истории общечеловеческого звучания.

Мировое кино Наше кино