Каир продолжал гудеть, словно пчелиный улей. В тени плюс 35. На площади Тахрир невозможно было определить, что не так давно там бурлили революционные страсти, демонстранты возводили баррикады, лилась человеческая кровь, а стоящая рядом всемирно известная сокровищница древностей - Каирский музей - была разграблена.
И все же этот понедельник в Каире отличался от многих других своих предшественников. По городу сновали кортежи. Причем два из них были с российскими флагами на капотах представительских лимузинов. Так много высокопоставленных россиян разом в Каире не было с февраля 2015 года.
Формат "2+2" прижился давно и не только в российско-египетских отношениях. Встречи министров иностранных дел и обороны вполне логичны, ведь у внешней политики и военного дела порой так много общего, что иногда не совсем понятно, где заканчивается дипломатия и начинается боевое мастерство. В марте Сергей Лавров и Сергей Шойгу с аналогичным визитом гостили в Японии. И вот теперь Каир.
Сначала российских министров принял президент Египта Абдельфаттах Сиси, а затем дипломаты и военные занялись "высшей математикой". Тут-то и начались загадочные подсчеты. За столом переговоров сидели четыре министра. Однако все присутствующие хорошо понимали - участников этого мозгового штурма куда больше.
Ни для кого не секрет, что в последние годы отношения между Каиром и Вашингтоном сильно охладели. Тем не менее американцы, без сомнения, внимательно следили за ходом переговоров российских министров в Египте. После распада СССР некогда "вечная дружба" между Москвой и Каиром дала серьезную трещину. Дипломатический, военный и экономический вакуум быстро заполнили американцы. Они буквально засыпали египтян долларами. Но после "арабской весны" новые египетские власти начали куда более разборчиво выбирать себе стратегических партнеров. Прямой борьбы между Москвой и Вашингтоном "за Каир" нет. И все же российские компании все активнее возвращаются в Египет, что не может не тревожить США. В первую очередь - с геополитической точки зрения.
Еще одним "участником" российско-египетских переговоров в формате "2+2" стала Саудовская Аравия. Ее капиталы помогают Египту восстановиться после бурных революционных потрясений. Без саудитов, к примеру, египетским властям трудно было бы рассчитывать на модернизацию своей армии. С Москвой же Каиру осталось лишь договориться по приемлемым для всех сторон условиям поставок самых современных военных технологий. В том числе боевых вертолетов для купленных у Франции "Мистралей".
Не без интереса за визитом Лаврова и Шойгу в Каир наблюдали и в соседней Ливии. Египетско-ливийская граница до сих пор плохо охраняема, чем пользуются террористы, которые некогда при помощи НАТО "прививали демократию" ливийскому государству. Теперь одной Ливии им стало мало. Буквально за два дня до визита российский министров в Каир жертвами очередного нападения на египетских христиан-коптов к западу от города Минья стали 29 человек (в том числе женщины и дети). Еще 25 паломников были ранены.
Как сообщил "РГ" источник в российской делегации, Россия готова оказать Египту практически любую помощь. О том, какую именно, говорили министры в формате "2+2".
Россия заинтересована в лидирующей позиции Египта в вопросах укрепления безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, заявил министр обороны России Сергей Шойгу на переговорах со своим египетским коллегой Сидки Субхи. "Арабская Республика Египет является важнейшим стратегическим партнером России в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Мы заинтересованы в лидирующей позиции Каира в вопросах укрепления региональной безопасности и стабильности. Мы наблюдаем устойчивую положительную динамику развития сотрудничества в военной сфере и со своей стороны стремимся предложить нашим египетским друзьям самые интересные проекты в области военно-технического сотрудничества", - сказал Шойгу.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"