Ежедневно я получаю письма. Они захватили весь стол. Никогда я столько не получал корреспонденции: ни когда работал в криминальном отделе, ни когда был фронтовым репортером. Это письмо меня поразило особенно.
Расскажу, как все начиналось. Стоило опубликовать две истории из жизни обычных пенсионерок - "Беззащитная" и "Страшный сон Нины Павловны" - и как будто прорвало.
Напомню вкратце. В Ивановской области осудили на год условно Надежду Шокурову за то, что она с голодухи украла у соседа пачку макарон. Не было у нее денег на еду, потому что все отдавала за микрокредит. А пенсионерка Нина Павловна Сурикова тоже попала в плен к микрофинансовым организациям и не знает, как выйти из многотысячного тупика. Долг растет с каждым днем. Хоть дом продавай!
Я и не знал, что среди наших читателей так много добрых и отзывчивых людей! Позвонила женщина из Лобни, представляться наотрез отказалась:
- Дайте поскорее адрес Нины Павловны! Я ей перевод пошлю. Мое имя ни в коем случае не называйте. Я пошлю, авось полегче ей будет!
Адрес, конечно, дал.
Вот еще одно письмо. Пришло по электронной почте:
"Добрый день, сообщите, пожалуйста, куда можно перевести мат. помощь для Н.П. Суриковой. В статье указаны город, номер дома, но нет улицы.
Большое спасибо заранее.
С уважением,
О. Войцеховская".
Еще письмо:
"Здравствуйте, редакция! Прочитала вашу статью о Суриковой Нине Павловне. Хотелось бы ей помочь по возможности. Пожалуйста, вышлите адрес. Я бы ей отправила перевод. Хотелось бы, чтобы ваша редакция не только обозначила проблему, но и помогла ее решить. В данном случае обратиться в 10-15 благотворительных фондов, ведь наверняка у вас есть адреса и большинство из них в Москве.
С уважением Лелеш Ольга Бориславовна, г. Оренбург".
Отвечу прямо с газетной полосы. Уважаемая Ольга Бориславовна! Я лично слежу за развитием ситуации. Держу связь. После нашей публикации наступила пауза в "боевых действиях" между кредиторами и пенсионеркой. Боюсь сглазить, поэтому на этом заканчиваю с подробностями.
Но самое страшное для меня, что во всех ваших письмах новые истории, от которых волосы дыбом. Обижают наших стариков, а заступиться некому. Вот и пишут они, как во времена своей юности, в газету. Верят в нее и ждут помощи.
Ветеран Великой Отечественной, инвалид II группы, жертва политических репрессий А.Т. Золотарева своим дрожащим почерком написала много хороших слов в адрес нашей газеты, а потом пожаловалась:
"Гром риелторских фанфар грянул и в нашей семье, в результате чего я в свои 90 лет лишилась возможности иметь хоть минимальную, но свою, отдельную комнатку, никого не беспокоя своими "охами" и "кашлями".
Ветерана обчистили риелторы. Их часто называют "черными". Я бы назвал их "коричневыми". Это надо ж так издеваться над ветераном! Письмо взял в работу. Будем разбираться.
А вот письмо сердитой 90-летней читательницы на материал "Беззащитная". Она не подписалась.
"К этой женщине у меня нет чувства жалости, и вот почему. На вид она приятная 59-летняя женщина, сельская труженица, смотрится хорошо, не похожа на истощенного дистрофика. Меня удивляет, почему она, живя в селе, так бедствует, сидит не евши... Люди они довольно молодые, а дом в таком ужасном состоянии. Стоит обшарпанный на все село. Надежда Владимировна не беззащитная. У нее муж есть. А кредит нужно было расходовать на ремонт дома... Жаль, что я далеко живу, а то приехала бы и сделала печь бесплатно. Я умею! В годы войны 17-летней была мобилизована на строительство города-героя Сталинграда и проработала там с августа 1943-го по август 1945-го. Питание было одноразовое. Отпусков не было. За опоздание на 20 минут судили. Надежда живет в счастливое время. Так-то!"
Отвечу за героиню моего материала. Время, конечно, по сравнению с войной счастливое. Но речь у меня идет о кредитных капканах, которые понаставили хитрые банки и банчишки. Пожилого человека обмануть проще. Со всех экранов улыбаются старики, которые взяли кредиты и помогли детям, отремонтировали дом, купили машину.
Надежда Владимировна была уверена, что погасит кредит. Ведь ее так убеждали, лишь бы подпись поставила. А мужу на работе перестали платить. Все, катастрофа. Кстати, ивановские журналисты помогли не только словом. Собрали денег. Не осталась в стороне и наша газета.
Сейчас у Надежды Владимировны все в порядке. И печь ремонтируется, и дом.
Может, это кому-нибудь покажется несовременным, но нам не все равно, когда человека обижают. Особенно пожилого. Мы не суд и не прокуратура. Но мы бьем тревогу, и к нам прислушиваются. Пишите письма и не сдавайтесь!
Следи за платежами
Самое главное при обращении в МФО - узнать финальную процентную ставку по займу, считает начальник аналитического департамента УК "БК Сбережения" Сергей Суверов. Во-вторых, необходимо узнать, какая процедура оформления кредита - насколько быстро и есть ли дополнительные платежи. И очень важна репутация компании, насколько она имеет длительную историю и нет ли в СМИ про нее чего-нибудь плохого.