Для того чтобы темпы роста экономики России были на уровне хотя бы среднемировых, необходимо, чтобы в такие отрасли, как транспорт, энергетика, ЖКХ, сфера услуг, инвестиции росли на 6-10 процентов ежегодно. Пока же, по оценке Центра развития ГЧП, расходы бюджета на такие проекты снижаются, а доля частных инвестиций в общем объеме не превышает нескольких процентов.
Между тем успешный опыт реализации крупных инфраструктурных проектов в таких сферах, как, к примеру, ЖКХ, свидетельствует о перспективности этого механизма.
Так, в сфере здравоохранения на основе ГЧП развивается сеть центров врачей общей практики в муниципальных образованиях Ульяновской области и Центр экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической физиологии в Самарской области. В образовании - идет строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе, возводится ледовый дворец в Ульяновске.
В России общий объем частных инвестиций в проекты ГЧП в социальной сфере составляет немногим более 100 миллиардов рублей (данные на осень 2016 года). Таким образом, с учетом ВВП России на уровне 120 триллионов рублей потенциал для привлечения инвестиций в инфраструктуру социальной сферы реализован менее чем на 0,1 процента.
"Причина в том, что финансирование проектов ГЧП в социальной сфере, как правило, связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без твердых гарантий со стороны государства", говорится в исследовании.
Более успешными выглядят проекты, которые реализуются в сфере ЖКХ. Годовой оборот отрасли, по оценке минстроя, 4,14 триллиона рублей, и эта сфера не может не вызывать интерес инвесторов. Так, в модернизацию коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2017-2019 годы инвестиции составят 6,4 миллиарда рублей. Именно концессии в ЖКХ стали основной формой государственно-частного партнерства, сообщил замглавы минстроя Андрей Чибис. В частности, он отметил "47-процентное снижение аварийности там, где работают концессии, - это главный показатель эффективности тех денег, которые приходят".
В результате минстрой намерен и в дальнейшем поддерживать концессионеров, правда, изменив алгоритм работы. Решено, в частности, отказаться от прямого финансирования концессий в сфере ЖКХ в малых городах.
"Бюджетные деньги развращают - финансирование забирают ради денег, а не чтобы реализовать проект", - пояснил Андрей Чибис. Теперь акцент будет сделан на предоставлении дешевых кредитов. В частности, государство будет частично субсидировать процентную ставку (сверх 5 процентов годовых). Срок кредитования по таким проектам составит до 15 лет, кредит будет предоставляться концессионеру без дополнительных залогов.
В транспортной сфере, по оценке председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, объем инвестиций в прошлом году составил 714, 4 миллиарда рублей. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, сегодня ведется активная подготовка дорожных ГЧП-проектов в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Вологодской, Рязанской, Самарской и Тюменской областях.
При этом несмотря на то, что сегодня на принципах ГЧП в транспортной сфере реализуется только около четырех процентов проектов от общего количества, общей объем инвестиций в эти проекты наиболее капиталоемкий. По данным Центра развития ГЧП, почти половина (46,5 процента) проектов в транспортной сфере (53 проекта) уже прошли стадию коммерческого закрытия.
Эксперты IPT Group уверены, что развитие рынка государственно-частного партнерства в России продолжится. По прогнозам, общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП в 2017 году превысит три триллиона рублей.