31.05.2017 15:05
Экономика

Объем инвестиций в проекты ГЧП в 2017 году превысит 3 триллиона рублей

Бизнес готов вкладываться в социальные проекты только при условии господдержки
Текст:  Тарас Фомченков
Российская газета - Экономика: Инвестиции №117 (7283)
В начале года в России было одобрено к реализации 2446 инфраструктурных проектов, предполагающих привлечение частных инвестиций с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Такие данные приводятся в исследовании Ассоциации "Центр развития ГЧП". Однако, как считают эксперты, этот формат еще требует доработки.
Читать на сайте RG.RU

Для того чтобы темпы роста экономики России были на уровне хотя бы среднемировых, необходимо, чтобы в такие отрасли, как транспорт, энергетика, ЖКХ, сфера услуг, инвестиции росли на 6-10 процентов ежегодно. Пока же, по оценке Центра развития ГЧП, расходы бюджета на такие проекты снижаются, а доля частных инвестиций в общем объеме не превышает нескольких процентов.

Между тем успешный опыт реализации крупных инфраструктурных проектов в таких сферах, как, к примеру, ЖКХ, свидетельствует о перспективности этого механизма.

Поправки в закон о ГЧП сэкономят расходы на информатизацию госорганов

Так, в сфере здравоохранения на основе ГЧП развивается сеть центров врачей общей практики в муниципальных образованиях Ульяновской области и Центр экстракорпоральной гемокоррекции и трансклинической физиологии в Самарской области. В образовании - идет строительство дошкольных и общеобразовательных учреждений в Ямало-Ненецком автономном округе, возводится ледовый дворец в Ульяновске.

В России общий объем частных инвестиций в проекты ГЧП в социальной сфере составляет немногим более 100 миллиардов рублей (данные на осень 2016 года). Таким образом, с учетом ВВП России на уровне 120 триллионов рублей потенциал для привлечения инвестиций в инфраструктуру социальной сферы реализован менее чем на 0,1 процента.

"Причина в том, что финансирование проектов ГЧП в социальной сфере, как правило, связано со значительными трудностями в связи с неоднородностью спроса, сложностью прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. Инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без твердых гарантий со стороны государства", говорится в исследовании.

Объем инвестиций в проекты ГЧП в 2017 году превысит 3 триллиона рублей

Более успешными выглядят проекты, которые реализуются в сфере ЖКХ. Годовой оборот отрасли, по оценке минстроя, 4,14 триллиона рублей, и эта сфера не может не вызывать интерес инвесторов. Так, в модернизацию коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2017-2019 годы инвестиции составят 6,4 миллиарда рублей. Именно концессии в ЖКХ стали основной формой государственно-частного партнерства, сообщил замглавы минстроя Андрей Чибис. В частности, он отметил "47-процентное снижение аварийности там, где работают концессии, - это главный показатель эффективности тех денег, которые приходят".

В результате минстрой намерен и в дальнейшем поддерживать концессионеров, правда, изменив алгоритм работы. Решено, в частности, отказаться от прямого финансирования концессий в сфере ЖКХ в малых городах.

ЦФО стал лидером по реализации проектов ГЧП

"Бюджетные деньги развращают - финансирование забирают ради денег, а не чтобы реализовать проект", - пояснил Андрей Чибис. Теперь акцент будет сделан на предоставлении дешевых кредитов. В частности, государство будет частично субсидировать процентную ставку (сверх 5 процентов годовых). Срок кредитования по таким проектам составит до 15 лет, кредит будет предоставляться концессионеру без дополнительных залогов.

В транспортной сфере, по оценке председателя правления Центра развития ГЧП Павла Селезнева, объем инвестиций в прошлом году составил 714, 4 миллиарда рублей. По словам руководителя Росавтодора Романа Старовойта, сегодня ведется активная подготовка дорожных ГЧП-проектов в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Вологодской, Рязанской, Самарской и Тюменской областях.

При этом несмотря на то, что сегодня на принципах ГЧП в транспортной сфере реализуется только около четырех процентов проектов от общего количества, общей объем инвестиций в эти проекты наиболее капиталоемкий. По данным Центра развития ГЧП, почти половина (46,5 процента) проектов в транспортной сфере (53 проекта) уже прошли стадию коммерческого закрытия.

Эксперты IPT Group уверены, что развитие рынка государственно-частного партнерства в России продолжится. По прогнозам, общий объем привлеченных частных инвестиций в проекты ГЧП в 2017 году превысит три триллиона рублей.

Инвестиции