Повышение эффективности, обновление парка - стратегические задачи для российских железных дорог. Эксперты подчеркивают - повышение производительности и надежности локомотива необходимо решать комплексно. А работа по контракту жизненного цикла - требование рынка.
Кстати, понятие контракта жизненного цикла (КЖЦ) за рубежом появилось еще в 90-х. Такой контракт повышает ответственность производителя перед заказчиком за качество продукции и удешевляет ремонт: предоставляя пожизненную гарантию на локомотивы, машиностроители учитывают возможные проблемы техобслуживания машин на этапе проектирования и сами строят предприятия, которым передают права по сервису и ремонту продукции.
В России контракты жизненного цикла пока не стали общепринятой практикой. Примеры в рельсовом транспорте носят штучный характер. В 2014 году подвижной состав на условиях КЖЦ приобрел Московский метрополитен: "Метровагонмаш" поставил 832 вагона метро с обязательством обеспечить их обслуживание в течение 30 лет. Стоимость техники при этом не увеличилась, а метрополитен оптимизировал до 20 процентов расходов. Ранее РЖД приобрели у немецкой Siemens 16 поездов "Сапсан" по контракту жизненного цикла, рассчитанному на 30 лет.
Принцип КЖЦ был реализован и в техобслуживании парка локомотивов РЖД. В 2014 году холдинг заключил контракты с сервисными структурами ведущих российских производителей. Крупнейшая из них - "ЛокоТех" - обеспечивает ремонт 15 тысяч локомотивов, или около 70 процентов тягового парка РЖД в рамках 40-летнего контакта. Производственную базу "ЛокоТех" составляют 10 заводов и более 90 сервисных локомотивных депо по всей России.
Сегодня "ЛокоТех" - крупнейшая компания в Европе по объему ремонта и обслуживанию ТПС. Но генеральный директор "ЛокоТех" Алексей Белинский заявляет, что цель предприятия "стать лидером не только по количеству, но и качеству оказываемых услуг, сопоставимым с уровнем сервиса GE и Siemens". Реализация этих планов во многом зависит от способности компании организовать модернизацию оборудования и инфраструктуры предприятий, которые достались от РЖД и физически и морально устарели. Компромиссов в вопросах повышения качества быть не может - на линию выходят машины нового поколения, и ремонтировать их на "дедовском" оборудовании проблематично. Чтобы решить проблему обновления ремонтных мощностей, "ЛокоТех" реализует масштабную инвестпрограмму. Так, на модернизацию заводов до 2019 года выделяется 1,374 миллиарда рублей. Инвестпрограмма депо на 2017 год оценивается в 256 миллионов рублей.
Модернизация производства - также необходимое условие работы локомотиворемонтных предприятий по системе КЖЦ. Ведь уже сейчас РЖД уточняют, что приобретать по такой схеме будут только новые модели машин, которые должны надежно работать и обеспечивать высокую эффективность.
В локомотивном комплексе продолжается период реформ. Но результаты последних лет подтвердили правильность решения о выделении из состава РЖД и передаче функций по сервисному обслуживанию тягового парка на аутсорсинг. Как отмечает Алексей Белинский, "удельная производительность локомотивов по пробегу увеличилась на 15, а затраты на их содержание в расчете на километр пробега снизились на 19 процентов". При этом коэффициент технической готовности (отношение количества исправных и готовых к эксплуатации транспортных средств к их инвентарному числу) "ЛокоТеху" удалось увеличить больше, чем было запланировано - с 87 процентов, установленных в договоре с заказчиком, до 89 процентов по итогам 2016 года.
Перед локомотивным комплексом стоит задача дальнейшей оптимизации эксплуатационных расходов. А полноценный переход на КЖЦ должен стать одним из направлений снижения издержек и роста эффективности.