Такие данные на днях озвучила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. А зампредседателя Совфеда Галина Карелова уточнила, что доля представительниц прекрасного пола среди отечественных предпринимателей действительно невелика - от 27 до 37 процентов.
По словам Кареловой, в числе препятствий, мешающих открыть свое дело, женщины чаще всего называют не семейные обстоятельства, а отсутствие начального капитала и высокую конкуренцию. "Российская газета" спросила у экспертов, а в чем они видят главные проблемы нежелания россиянок становиться бизнес-леди? "Я не вижу в этом ничего странного: природой заложено, что женщина - хранительница домашнего очага, а мужчина - добытчик. И какие бы цивилизационные процессы ни происходили, все равно основополагающие вещи остаются неизменны, - считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. - В России никакой дискриминации по гендерному признаку не существует. Дамы могут взять кредит на развитие собственного дела, а что касается бюрократических моментов, то, я считаю, женщинам даже легче получить всевозможные согласования у мужчин-чиновников".
По мнению Смирнова, у женщин в нашей стране лучше всего удается бизнес, связанный с оказанием различных услуг в области красоты, здоровья, отдыха. Речь идет о салонах красоты, парикмахерских, фитнес-клубах, бассейнах, туристических фирмах. Что же касается дам, которые возглавляют предприятия и компании в качестве наемных сотрудников, то здесь эксперт тоже не видит ничего парадоксального: "Директора школ, детских садиков, поликлиник, магазинов у нас кто? В 99,9 процента случаев - женщины". Среди женщин - наемных руководителей много и чисто формальных фигур. "Это такие "свадебные генеральши", - поясняет завкафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин. - Я имею в виду жен различных крупных бизнесменов. Они часто ставят во главе компаний своих вторых половинок. Причины могут быть разные: самая распространенная - не хотят сами "светиться" в каком-то деле". По мнению Скопина, бизнес - дело рискованное. А умение и желание рисковать, как известно, чисто мужская черта характера.
"Женщинам не так-то легко скопить стартовый капитал, - замечает советник гендиректора ВНИИ труда минтруда Николай Волгин. - У дам больше соблазнов потратить деньги на повседневные нужды, наряды. А открытие любого дела требует серьезных изначальных затрат. Как правило, женщины прибегают к заемным средствам, но это очень ответственно и рискованно: дело может не пойти, а отдавать кредиты нужно". Волгин считает, что свое дело легче начинать именно в кризисные годы, когда меньше конкуренции. Но чтобы "не прогореть", надо очень тонко чувствовать конъюнктуру. Понимать, что нужно в данный конкретный момент людям.
В кризисные годы доходы населения падают, но бытовые потребности остаются. Поэтому будут очень востребованы парикмахерские экономкласса, частные стоматологические кабинеты с невысокими ценами, недорогие магазины, автомастерские, мойки и так далее. А Алексей Скопин добавляет, что крепким может быть семейный бизнес. "Но при этом в семье обязательно должны быть дети, - полагает эксперт. - В этом случае супруги делают все максимально от них зависящее, чтобы раскрутить бизнес, который будет кормить их детей, а потом еще и перейдет по наследству".