Это нужно для более эффективной борьбы с антиконкурентными соглашениями и картелями, которые ведомство считает угрозой экономической безопасности страны. У бизнеса, впрочем, иная точка зрения.
О важности дополнительных полномочий говорится в проекте ежегодного доклада о состоянии конкуренции, который ФАС направила в правительство.
"...Законодательством должна быть предусмотрена возможность получения антимонопольным органом свободного доступа к любым информационным ресурсам органов власти, сведениям, связанным с коммуникациями хозяйствующих субъектов в сети Интернет, а также банковской тайне и персональным данным", отмечается в докладе.
По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы по борьбе с картелями Андрея Тенишева, все это может повысить эффективность выявления незаконных соглашений.
Кроме того, в ведомстве считают важным ввести "оборотные" штрафы за воспрепятствование проверкам антимонопольных органов, продолжить совершенствование процедур госторгов, чтобы они стали более понятными и прозрачными, и объединить усилия всех надзорных, контролирующих и правоохранительных органов: Росфинмониторинга, Счетной палаты, Следственного комитета, полиции и прокуратуры, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы безопасности.
Статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский в интервью "Российской газете" сказал, что в российской экономике осталось очень мало областей, где нет картельных сговоров. Однако больше всего претензий у антимонопольной службы к сектору поставок медикаментов, медицинского оборудования и строительному комплексу, уточнил Цариковский.
В докладе ведомства отмечается, что специфическая черта антиконкурентных соглашений в России - это участие в них госорганов.
Речь в этих случаях часто идет не только о злоупотреблении служебными полномочиями, но и о взятках, хищениях.
В 2016 году антимонопольными органами было возбуждено 262 дела о заключении антиконкурентных соглашений с органами власти. Это превышает показатели 2015 года на 15 процентов (228 дел), констатируют в антимонопольном ведомстве.
В целом в прошлом году, по данным ФАС, было возбуждено 692 дела об антиконкурентных соглашениях. Из них 330 дел о картелях, что на 18 процентов больше, чем в 2015 году (282 дела).
Подавляющее число дел по картелям - это сговоры на торгах, уточняется в проекте доклада ФАС. В ведомстве констатируют, что картели, которые создаются для поддержания цен на торгах, за последнее время качественно изменились. До 2014 года в них, как правило, принимали участие не более 10 компаний и организаций, а их деятельность обычно охватывала несколько закупочных процедур. Сейчас по таким делам проходят десятки фигурантов, а количество торгов, охваченных деятельностью одного картеля, исчисляется сотнями.
Более того, сами картели на торгах стали приобретать все признаки, присущие организованным преступным группам и преступным сообществам. Они отличаются структурированностью, устойчивостью и четким распределением ролей.
Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных регионов и страны в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках по перевозке нефтепродуктов в Чукотском автономном округе стало одной из причин существенного роста цен на горюче-смазочные материалы по сравнению с другими сопоставимыми территориями, приводят пример в ФАС.
Кроме того, в проекте доклада подчеркивается, что все чаще в картельных практиках на территории России участвуют иностранные компании, незаконно и нелегально вторгаясь в том числе и в стратегически важные отрасли экономики. И все чаще для достижения тайных антиконкурентных соглашений используются цифровые технологии.
Нарастание картелизации экономики как новый вызов экономической безопасности России требует адекватных мер со стороны государства и общества, считают в ФАС, уточняя, что помимо прочего для противодействия картелям антимонопольной службе нужны также полномочия на получение результатов оперативно-розыскных мероприятий.
Представители бизнеса между тем сомневаются в целесообразности предоставления антимонопольной службе дополнительных полномочий, в том числе связанных с возможностью получать сведения, составляющие банковскую тайну.
"У нас в стране и так достаточно ведомств, которые имеют такие широкие полномочия. Появление еще одного в лице ФАС будет явным перебором, это будет в ущерб развитию", - говорит руководитель комитета "Деловой России" по антимонопольному регулированию Сергей Колесников.
Проблема картелей, конечно, существует, но ее решение не входит в первую двадцатку приоритетов экономического развития страны, полагает он. И уж точно речь не идет об угрозе экономической безопасности - не те масштабы.
По словам Колесникова, "Деловая Россия" сделала анализ судебной практики за 2016 год по делам о картелях. Результаты этой работы показали, что 83 процента картельных дел было возбуждено против малого и среднего бизнеса. В делах по сговору на торгах доля дел против малых и средних компаний поднялась до рекордных 90 процентов, приводит цифры руководитель комитета "Деловой России". "Такие компании не могут оказывать какого-либо негативного влияния на экономическую безопасность страны", - резюмирует собеседник "РГ".
По мнению Ивана Ефременкова, заместителя исполнительного директора "ОПОРЫ России", бесконтрольный доступ к той же банковской тайне и переписке по электронной почте ФАС предоставлять точно не стоит. "Если для эффективного исполнения своих функций антимонопольной службе все-таки нужны какие-то дополнительные полномочия и ведомству удастся убедить в этом правительство, то нужно будет, конечно, четко прописать, в каких случаях эти полномочия будут использоваться, чтобы исключить излишнее давление", - полагает Иван Ефременков.