05.06.2017 01:00
Экономика

Металлурги стали использовать новые природоохранные технологии

Металлурги используют новые природоохранные технологии
Текст:  Ольга Воскресенская
Российская газета - Спецвыпуск: Экология №120 (7286)
В год экологии промышленные компании оказались в зоне особого внимания. Безусловно, тяжелой индустрии сложно стать абсолютно "зеленой", ведь большинство предприятий построены еще до войны. При этом первый закон РСФСР об охране природы появился в 1960 году. Насколько реально превратить советское наследство в экологически образцовый производственный комплекс, мы обсудили с директором ЕВРАЗа по координации природоохранной деятельности Максимом Епифанцевым.
Читать на сайте RG.RU

Отечественная тяжелая промышленность тянет на себе груз прошлого. Многие предприятия строились без учета их воздействия на окружающую среду.

Максим Епифанцев: В СССР считалось, что производство должно быть рядом с домом: перешел дорогу - попал на завод.

Любой новый проект предполагает экологическую составляющую

Города росли вокруг предприятий, о санитарно-защитных зонах речь не шла. Лишь в 50-х годах прошлого века пришло понимание, что жилые кварталы должны быть на отдалении. Например, наш Западно-Сибирский меткомбинат строился в 1960-х уже по новым правилам. Его работу горожане почти не чувствуют. Производства постарше расположены прямо в городе, и наша задача - максимально снизить их влияние на окружающую среду.

Насколько вы продвинулись в этом вопросе?

Максим Епифанцев: Ситуация в начале 2000-х, когда ЕВРАЗ стал владельцем меткомбинатов, и сейчас - это день и ночь. Мне рассказывали, что на площади перед заводоуправлением Новокузнецкого меткомбината стояла такая пыль, что уже через несколько минут читать газету на улице становилось невозможно. Сейчас там не осталось металлургических процессов, дающих такой эффект. Важный шаг - закрытие грязных цехов.

Предприятия оказались не готовы к переходу энергетики на экостандарты

Любой новый проект предполагает экологическую составляющую. Например, технология вдувания пылеугольного топлива, которую ЕВРАЗ запустил первым в России, ведет к сокращению выбросов углекислого газа. Рельсобалочный цех ЕВРАЗ ЗСМК, внедрив в рамках реконструкции новую технологию закалки рельсов, исключил выбросы минерального масла и снизил выбросы загрязняющих веществ от сжигания природного газа. Модернизация комбинатов привела к снижению выбросов в атмосферу более чем на 40 процентов в Новокузнецке и на 20 процентов в Нижнем Тагиле. В 2012 году мы сосредоточили свои усилия на водопотреблении, переработке и использовании отходов. За пять лет забор воды удалось снизить на 17 процентов, а переработка превысила 120 процентов за счет вовлечения ранее накопленных отходов.

Какие проекты сейчас для вас в приоритете?

Максим Епифанцев: В работе 20 проектов, три из них вошли в план основных мероприятий Года экологии. В феврале этого года на агломерационной фабрике ЕВРАЗ ЗСМК запустили газопылеулавливающие системы на базе рукавных фильтров. Проект позволит снизить выбросы пыли от аглофабрики на 22 процента. На Нижнетагильском комбинате запускаем оборудование по утилизации избыточных газов установки сухого тушения кокса. Технология предусматривает оптимальное использование вторичных ресурсов, образующихся при сухом тушении кокса. Ее запуск позволит на 20 процентов снизить выбросы комбината в атмосферу и значительно улучшит экологическую обстановку в городе. В числе приоритетных и водоохранная программа ЕВРАЗ ЗСМК, ее цель - оптимизировать водопотребление, максимально замкнуть оборотные циклы цехов, что приведет к уменьшению объемов сброса сточных вод в водные объекты. А значит, улучшится и качество воды.

Медведев: Кабмин выделит 80 млрд рублей на поддержку промышленности

ЕВРАЗ первым в черной металлургии стал отчитываться по парниковым газам. Что это дало?

Максим Епифанцев: Подсчеты помогают отслеживать динамику и принимать управленческие решения. С 2013 года ЕВРАЗ раскрывает статистику в годовом отчете. Отчетность по парниковым газам вскоре будет обязательной в РФ, и наш опыт был учтен при разработке общероссийской методики. Надеюсь, это нововведение повысит управляемость процессом сокращения выбросов парниковых газов в стране.

Реализация Парижского климатического соглашения подразумевает переход на возобновляемые источники энергии. Это может привести к отказу от угля в пользу более безопасного топлива. У ЕВРАЗа серьезный угольный бизнес, вас это не беспокоит?

Максим Епифанцев: Риск актуален для компаний по добыче энергетического угля в связи с возможным сужением рынков его сбыта. ЕВРАЗ добывает коксующийся уголь для металлургии. Альтернативы ему пока нет.

Сейчас обсуждается внедрение автоматизированного сбора данных о промышленных выбросах. Как вы относитесь к этой инициативе?

Максим Епифанцев: Любой завод, построенный в СССР, это небольшой город. Установить счетчик на каждую трубу сложно, а порой невозможно. Кроме того, необходимо специальное ИТ-решение. С учетом особенностей производственных циклов процесс займет не менее 4 лет. Отраслевая ассоциация металлургов посчитала, что предприятиям потребуется более двух миллиардов рублей. На наш взгляд, инициатива хороша для новых предприятий, где этот момент учтут при проектировании. Кроме того, российские металлурги сейчас на пороге внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), и целесообразно устанавливать приборы контроля при модернизации на основе НДТ.

Промышленность Экология