05.06.2017 12:56
Экономика

Железнодорожные перевозки стали более "цифровыми" и эффективными

Цифровая магистраль сократит расходы перевозчика
Текст:  Василий Данилов
Российская газета - Спецвыпуск: Железнодорожный транспорт №121 (7287)
Организация железнодорожных перевозок в последние годы претерпевает серьезные изменения, связанные с внедрением информационных технологий. Специалисты называют такую стратегию развития "цифровая железная дорога". Термин уже признан Международным союзом железных дорог.
Читать на сайте RG.RU

Под ним понимается единый информационный комплекс взаимосвязанных систем обработки данных и систем автоматики в управлении перевозками, повышающий их производительность. В качестве примера можно привести сочинский полигон, при строительстве и функционировании которого использовались комплексные инновационные технологии: "Автодиспетчер", "Автомашинист", "Инфраструктура", "ВКС", "Безбумажные технологии", что позволило повысить производительность труда, ускорить прохождение поездов, минимизировать отклонения от графика и повысить энергоэффективность перевозок.

Безбумажныетехнологии позволили повысить производительность труда,ускорить прохождение поездов

Помимо этого информационные технологии активно внедряются на железных дорогах как инструмент взаимодействия грузоотправителей и собственников вагонов. Уже разработана многофункциональная электронная торговая площадка, позволяющая грузоотправителю в режиме онлайн разместить заказ на вагоны, а их собственнику - предложить свои услуги. Внедрение безбумажных технологий позволит упростить обмен товарными накладными и счетами-фактурами, даст возможность через "Личный кабинет" в режиме онлайн получать информацию о зачислении денежных средств на единый лицевой счет. В прошлом году замначальника департамента информатизации РЖД Владислав Кустарев отмечал, что такая модель позволит упростить жизнь рядовым грузоотправителям, которым совершенно необязательно знать внутренние правила перевозок.

В локомотивном комплексе продолжился период реформ

Информационные технологии скоро будут использоваться также в строительстве, реконструкции транспортных узлов. Так, в апреле 2017 года другой замначальника департамента информатизации РЖД Герман Суконников заявил, что компания начнет пилотное внедрение BIM-технологии (Building Information Modeling - информационное моделирование сооружений). Технология будет применяться при строительстве ВСМ Москва - Казань, модернизации Киевского направления Московского узла и реконструкции вокзалов.

А для оперативного ремонта элементов инфраструктуры планируется использовать технологии обработки больших данных. О планах совместной работы с "Яндексом" в этом направлении железнодорожники сообщили еще в ноябре 2016 года. Используя решение, разработанное, например, Yandex Data Factory, госперевозчик сможет выявить проблемные точки инфраструктуры, повысить безопасность и оптимизировать затраты на эксплуатацию.

Еще одна точка приложения сил ИТ - совершенствование системы управления вагонным парком. "Основная сложность во взаимодействии собственников вагонов и владельца инфраструктуры заключается в сокращении провозной способности из-за увеличения порожнего пробега и загрузки вспомогательных путей частными вагонами, - пояснил эксперт Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роман Терехин. - "Виртуализация" парка предполагает, что собственник передаст вагоны в распоряжение РЖД и будет планировать их перемещение самостоятельно. РЖД, в свою очередь, реализует перевозки, не делая привязки грузов собственника к его вагонам". Как отметил эксперт, это позволит сократить порожний пробег, создать конкурентное поле в области перевозки грузов, следовательно, стимулировать развитие инфраструктуры.

Информационное моделирование можно использовать при реконструкции станций

А пассажирам отслеживать качество предоставляемых услуг помогают мобильные приложения. Следующим шагом в этой области станет добавление в приложение функции покупки билетов на пригородные поезда. "Это крайне важно, поскольку все больше граждан приобретают электронные билеты. В дальнейшем посредством приложения можно будет приобрести билеты, ознакомиться с расписанием, посмотреть опоздание или фактическое местоположение поезда и получить дополнительные услуги - заказать такси, оплатить парковку у вокзала", - отметил Роман Терехин.

Эксперты подчеркивают, что совершенствование информационного обмена в сфере транспортных услуг позволяет сократить непроизводственные расходы и проводить эффективную политику в области регулирования тарифов и экспедиторской деятельности. "Чтобы уровень качества услуг, предоставляемых организациями железнодорожного транспорта, оставался на уровне рынка, необходимо совершенствовать информационное обслуживание клиентов, оптимизировать технологии транспортировки грузов, а также обеспечить управление движением поездов и мониторинг инфраструктуры", - резюмировал эксперт Госдумы.

Железные дороги ОАО "Российские железные дороги"