08.06.2017 15:10
Кинократия

"Мумия": Том Круз запивает водку пивом и бегает от злой женщины

Текст:  Алексей Литовченко

О "женских" ремейках принято говорить презрительно, брезгливо - мол, не от сочащегося изобилия свежих идей это все, а от их тотального дефицита. Стереотип сей основательно укрепили наглядными доказательствами мерзопакостные "Охотники за привидениями". Теперь же его пытается разрушить "Мумия", робко, но упорно тюкая по нему молоточком. Старания ее тщетны, поскольку во главе парада - не половая рокировка, а старт так называемой "Темной вселенной" Universal.

Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Мумия"

Тем не менее в основе нового перезапуска "Мумии" лежит именно гендерная трансформация. В классических фильмах франшизы, а также в ремейке Стивена Соммерса замотанным в истлевшие бинты монстром был мужчина, история которого - грустная повесть о запретной и потому трагической любви. Вкратце: не с той египтяночкой связался и за то был проклят вечно гнить под землей, а через несколько тысяч лет выкопан археологами - полуссохшимся, но полным желания кому-нибудь отомстить и зазнобу свою вернуть.

Став женщиной, мумия кардинально пересмотрела мотивацию. Аманет (так ее теперь зовут), дочь фараона, пострадала из-за особенностей законов о престолонаследии и чрезмерной жажды власти. Сама править захотела, а тут у отца, как назло, сын родился, ну она всех и порешила, после чего для закрепления эффекта собралась заручиться поддержкой Сета посредством исполнения специального призывающего ритуала. Но не тут-то было. Изловили гадюку-убийцу и запрятали на территории современного Ирака - от греха подальше, видимо, хотя четких объяснений нетипичному выбору места в фильме нет.

"Спасатели Малибу": похабный голливудский Ренессанс

Что в наши дни в тех землях творится - сами знаете. Ничего хорошего. Террористы-исламисты, американцы-миротворцы. Первые, как известно, любят иногда древние памятники от нечего делать порушить. А некоторые из вторых - Том Круз и его напарник - этим пользуются, называя себя гордо искателями сокровищ. То есть, если по-простому и без политкорректности, мародерствуют. Грабят втихомолку, прикрываясь первыми. И в процессе натыкаются на гробницу-темницу Аманет, со всеми вытекающими последствиями мистического рода.

Тут же возникает блондинка-археолог, Тома Круза любовный интерес, которая по всем канонам должна отыгрывать архетипичный образ damsel in distress. Но все не так просто. Ввиду случившегося смещения гендерных ролей Том Круз сам принимает обязанности бедовой девицы. Проще говоря, он как бы и за Брендана Фрейзера, и за Рэйчел Вайс - от разбушевавшегося музейного экспоната ему нужно спасать не кого-то, а себя любимого. Таким образом, блондинка-археолог оказывается как будто не при делах. И тогда, чтобы ей все ж какое-нибудь дело найти, обнаруживается ее связь с персонажем Рассела Кроу, доктором Генри Джекиллом, постмодернистским потомком готического порождения Роберта Льюиса Стивенсона. Который, в свою очередь, является последним звеном в цепи, связывающей реинкарнацию "Мумии" с "Темной вселенной": Джекилл возглавляет подпольную могущественную организацию по борьбе с потусторонним злом, так и рвущимся наружу изо всех щелей реальности. В том числе и из него самого.

Кадры из фильма "Мумия"

Итого вот что мы имеем. Злая злодейская злодейка, которая злая, потому что злая, зловеще тянет ручонки к престарелой версии Индианы Джонса (представим, что "Королевства хрустального черепа" никогда не существовало). Престарелая версия Индианы Джонса в лице Тома Круза делает вид, что она в свои 55 еще ого-го. Рассел Кроу, будучи моложе Круза почти на два года, играет почтенного пузатого ученого мужа, халкоподобного командира теневых силовиков типа агентства Щ.И.Т.

Чем принципиально отличается киновселенная Universal, судя по ее первенцу, от той же вселенной Marvel? Почти ничем, кроме легкого крена в мрачную сторону хорроров. Кадавры, с хрустом выгибая конечности в разные стороны, крадутся со спины, Том Круз, запив водку пивом, беседует с трупом в женском туалете, зомби-крестоносцы (не спрашивайте) по тоннелям метро бегают да под водой плавают. Ничего удивительного, что достославный Джейсон Блум темой живо заинтересовался и уже готов начать клепать в рамках Dark Universe свои фирменные низкобюджетные, но хорошо окупающиеся ужастики.

"Нелюбовь" Андрея Звягинцева: "достоевщина" без главного

Хорошо бы боссам компании к мастеру дешевых кошмарностей прислушаться и к проекту поближе приобщить, а то ведь они, похоже, навострились доллары грести в объемах не меньших, чем всякие капитаны америки. Вот только вызывают серьезные сомнения перспективы сего предприятия. Зачем нам еще одна кодла супергероев? Пусть бы даже и не супергероев якобы, а чудовищ - разницы-то особой нет. Пусть бы даже с трюкачествами и забегами неугомонного саентолога. Менее очевидно эпигонской по отношению к фильмам Marvel сущность "Мумии" не становится. И это печально. Не говоря уже о странностях сценария (серьезно, не спрашивайте и даже не задумывайтесь о зомби-крестоносцах).

По сути, все опять упирается в дефицит идей. Скрещивание трансгендерного ребута, супергеройского кино, хоррора, Тома Круза и размашистых спецэффектов - хитрая уловка, с помощью которой в данном случае проблема со скрипом обходится. Как летний блокбастер, альтернативный бесконечным противостояниям сверхлюдей в цветных костюмах, "Мумия" работает нормально, не балуя сюрпризами и давая ровно то, что показано в трейлерах. Лондон - взрывается, Круз - прыгает и скачет, свирепая мертвячка - двойными зрачками зыркает. Но обещали-то возрождение классических монстр-мувиз, а в Аманет больше от злодейки Чаровницы из "Отряда самоубийц", чем от настоящего монстра.

3.0

Рецензии