В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме состоялась презентация книги "Иосиф Бродский и его семья". Ее автор Михаил Кельмович - петербургский писатель, психолог, лауреат художественной премии "Петрополь", двоюродный племянник Иосифа Бродского.
"Несколько лет назад писатель Евгений Лукин, главный редактор журнала "Северная Аврора", предложил мне написать первую главу книги, - рассказал Кельмович. - В ее основе мои личные воспоминания о встречах с Иосифом Бродским, о его родителях и близких родственниках. О том, какие люди оказали влияние на будущего поэта, воспитывали его. Речь идет о неизвестной стороне жизни Иосифа в Ленинграде. Кроме родителей близкий семейный круг составляли родственники по материнской линии - четыре сестры и брат. Атмосфера нашей большой семьи была удивительной, создавало ее старшее поколение, люди невероятной силы духа, стальной закалки, внутренней интеллигентности.
Первое издание книги вышло в 2015 году. Работая над текстом, я уделял внимание стилю и смыслу. Но оказалось, что тема семьи уникальна. Несмотря на большое количество книг о Бродском, почти ничего не известно о его семье, родителях. Книги писали друзья, литературоведы, но не родственники.
Сейчас вышло второе, переработанное и дополненное издание.
После выхода книги в 2015 году было много встреч с читателями, мне задавали вопросы. Часто приходили люди и говорили: "Я был знаком с Бродским". "Учился с ним в школе". "Знал его отца". Рассказывали замечательные истории. Из этого материала родилась новая глава "РS: Через год после написанного".
Я воспринял происходившее как "диалог с миром": сначала я рассказал историю о Бродском, а потом услышал ее продолжение".
Автор книги поделился на встрече историями об окружении, в котором вырос будущий лауреат Нобелевской премии по литературе. Рассказал о традициях семьи: например, все праздники справляли в квартире на улице Чайковского - в доме "дяди инженера", как писал о нем Иосиф. На лето все снимали дачу в Зеленогорске. Племянник видел Иосифа довольно часто, на семейных вечерах, приходил с родителями в "полторы комнаты", дом Мурузи на Литейном проспекте. "В 15-16 лет я приходил к нему уже целенаправленно". Зачем? В 13 лет Миша начал писать стихи. Не под влиянием своего дяди, как он признается, а потому, что увлекся бардами.
"Иосиф просмотрел все мои юношеские каракули, высказал свои впечатления без скидок на возраст. Потом были уроки поэзии, своего рода мастер-классы. Я запомнил это на всю жизнь и только недавно до конца осознал их содержание.
Такие простые и одновременно глубокие вещи объяснял мне поэт: не надо писать слишком красиво и слишком пафосно...Рассказывал об американской поэзии, о русской, советской - тоже. Имена Евтушенко, Рождественского вообще не звучали. А вот про Державина, поэта "русского барокко", Иосиф мне рассказывал. Дал почитать из своей библиотеки Арсения Тарковского, сказал, что это один из лучших поэтов нашего времени, недооцененный. Познакомил с поэтом Виктором Соснорой.
Диалог наш оборвался неожиданно: Иосиф уехал за границу, мы больше не увиделись. Его книги остались у меня дома...
Недавно я был в Венеции, поехал на могилу Иосифа в Сан Микеле. Знаю, что туда приносят много цветов, какие-то предметы. Действительно, оказалось, что на этой могиле больше всего цветов. Думал, что мне взять? Решил, что надо принести фотографию его родителей. Им же не удалось встретиться при жизни. Уходя, я увидел группу англоязычных студентов, они рассматривали фото (я подписал на обратной стороне, кто это). Произошло то, чего мне и хотелось».
Книга «Иосиф Бродский и его семья» выпущена в издательстве «Абрис» тиражом 1 тысяча экземпляров.
Тем временем
В Музее Анны Ахматовой до 2 июля работает выставка «Иосиф Бродский. Метафора, которая близка…»: книги, документы, рисунки, фотографии, личные вещи поэта из собрания музея. Звучит голос Бродского, читающего стихи.