Этот фильм режиссера Наталии Гугуевой известен еще под названием "Форсаж. Возвращение", и до премьерного показа в телеэфире он завоевал уже 16 наград на международных и всероссийских кинофестивалях и был номинирован и на одну из главных кинопремий России "НИКА".
В 2001 году Наталия Гугуева сняла документальный фильм "Форсаж" о палубном летчике "номер один" Тимуре Апакидзе. К моменту распада СССР, Тимур Апакидзе и летчики его полка жили и работали в Крыму. Многие из них не захотели изменять однажды данной воинской присяге - и Апакидзе с частью летчиков приняли тяжело давшееся им решение уехать на Север России. Оставили свой родной аэродром Нитка в Саках, свои дома на берегу моря. Кто-то даже семью.
"В фильме есть история возвращения одного из героев первого фильма, который в 1992 году развелся с женой, - рассказывает Наталия Гугуева. - Она осталась в Крыму, он ушел за Тимуром Апакидзе на Север. И вот спустя столько лет он возвращается. Его ждет встреча с родным аэродромом. Его ждет еще и встреча с сыном..."
Тогда они отступили. Как некоторые потом говорили, проиграли в том жарком противостоянии в Крыму, когда вдруг начали делиться на "русских" и "украинцев". Не могли смотреть сквозь прорезь прицела на своих же однополчан, друзей, решивших остаться и поменять, как перчатки, одну присягу на другую. Ушли и потому, что так тогда решил их командир Апакидзе.
Тимур считал, что не стоит этот аэродром и даже Крымский полуостров братской крови. "Мы вчера сидели в одной кабине, а сегодня должны убивать друг друга? Ради чего? - говорит он в фильме. - Ведь никто потом не вспомнит, кто первым выстрелил, а кровь братьев будет литься после десятилетиями".
События, развернувшиеся в Крыму весной 2014 года, заставили режиссера снова вернуться к этой теме. Возвращение Крыма в Россию напомнило о тех давних днях 1992 года. Авиабомбежки на Донбассе усилили трагизм происходящего теперь.
Председатель жюри фестиваля "Россия" режиссер Сергей Урсуляк назвал эту картину "современным документальным "Тихим Доном".
Сам недавно снявший игровой многосерийный "Тихий Дон" о страшном противостоянии и расколе внутри страны, разделившем людей на своих и чужих, режиссер не случайно проникся этим фильмом.
"Сильный, эмоциональный рассказ выходит за рамки одного полка, - считает Сергей Урсуляк. - Здесь с разных сторон и очень человечно показана проблема, которая существует у очень многих людей, по сути, у всей страны.
Открытый разговор на такую болезненную тему - это очень правильно и хорошо. Фильм многослойный, задевающий за живое, с яркими, мощными героями, с замечательной операторской работой".