14.06.2017 10:59
Экономика

Как сделать прибыльным бесплатный общественный транспорт

Текст:  Вера Черенева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №127 (7293)
В 2018 году Эстония готовится перейти на бесплатное автобусное сообщение внутри уездов. Планируется, что от оплаты за проезд будут освобождены не только все жители страны, но и туристы. Как рассказал "РГ" руководитель представительства Таллина в Евросоюзе Аллан Алакюла, такой по-своему революционный проект появился после того, как стало очевидно - бесплатный проезд может быть прибыльным во многих отношениях. Ведь уже пять лет жители Таллина освобождены от оплаты проезда в общественном транспорте.
Читать на сайте RG.RU

- После социально-экономического кризиса 2008-2009 годов экономика Эстонии находилась не в лучшем состоянии - общее снижение составило 17 процентов, - рассказывает Аллан Алакюла. - Уровень жизни падал, и в какой-то момент стало ясно, что малообеспеченные таллинцы вынужденно отказываются от поездок на общественном транспорте, чтобы сэкономить хоть какие-то деньги.

Этот факт заставил власти серьезно задуматься: на тот момент городской транспорт в Таллине дотировался на 70 процентов. Вообще это нормальная практика, в большинстве европейских городов перевозки субсидируются на 50-90 процентов. Но дотация для того и существует, чтобы транспорт был доступным.

В Краснодаре решили "наказывать" пассажиров мешочками с мелочью

Тогда и появилась идея дотировать общественный транспорт на 90 процентов. На тот момент содержание транспортной системы обходилось городскому бюджету в 53 миллиона евро в год, это серьезная сумма, 10 процентов от бюджета Таллина. Продажа билетов давала 17 миллионов евро в год, при этом только пять миллионов дохода составляли поступления от гостей города. Было очевидно, что при переходе на 90-процентное финансирование придется откуда-то изыскать эти выпадающие 12 миллионов евро. Аналитики принялись считать риски и составлять экономические прогнозы. На подготовительную работу ушло три месяца, после чего вопрос о бесплатном проезде был вынесен на общегородской референдум. "За" высказались более 75 процентов проголосовавших, хотя опасений было немало.

После референдума началась интенсивная работа по увеличению протяженности выделенных полос для общественного транспорта, особенно в центре города.

Критики обвиняли мэрию в грубом популизме, предрекали, что бесплатный проезд отменят, как только закончатся очередные выборы. Звучало мнение, что автобусы заполонят маргиналы и бездомные, а значит, неизбежны случаи вандализма.

Были и совсем абсурдные возражения. Довольно обеспеченные люди приводили такой аргумент: почему на чей-то бесплатный проезд должны тратиться мои налоги, ведь у меня есть собственный автомобиль? Но если так рассуждать, то можно перестать строить больницы, ведь часть налогоплательщиков никогда не окажется на операционном столе, или отказаться от строительства новых школ, ведь многие люди не имеют детей.

Для популяризации транспортной реформы городские власти выпустили плакаты с патриотичным призывом "Зарегистрируйся в Таллине". Жители города стали бесплатно ездить на автобусах, троллейбусах, трамваях и пригородных электричках (в пределах города), предъявляя единый проездной. Регистрация в городе стала экономически выгодной - благодаря бесплатному проезду среднестатистическая таллинская семья в год экономит порядка 500 евро.

Некоторые регионы отменили льготы своим пенсионерам

За последние пять лет количество желающих "узаконить" свои отношения с Таллином выросло на 30 тысяч человек, а, значит, увеличилось число налоговых резидентов. Затраты на транспортную систему окупились сполна. По самым консервативным оценкам рост налоговых отчислений составил более 20 миллионов евро в год.

Даже сторонники бесплатного проезда опасались лавинообразного увеличения пассажиропотока, однако этого не произошло. За первый год действия закона автоматические датчики транспортных потоков зафиксировали, что заполняемость общественного транспорта увеличилась на 10 процентов - при том, что автомобильная активность в центре Таллина снизилась на 7 процентов. Горожане чаще выезжают в центр, чтобы провести время в театрах, музеях, ресторанах и торговых центрах, что в свою очередь привело к росту экономики.

Не отмечено и волны вандализма. Люди привыкли ездить на автобусах без ограничений, в том числе и по вечерам, когда происходила львиная доля инцидентов. Согласитесь, в заполненном автобусе вы всегда на виду, не так просто разбить стекла или разрисовать стены.

Можно ли распространить наш опыт на российские города? А почему нет? Если пять лет назад, вводя систему бесплатного общественного транспорта, Таллин заимствовал опыт у других городов, то сегодня примеру эстонской столицы следуют уже другие европейские страны. А сам проект включен Жюри Международного инновационного конкурса городов в топ-30 самых важных и интересных в мире.

Общественный транспорт Эстония Санкт-Петербург Северо-Запад