Как выяснила "РГ", такая норма по предложению Роспотребнадзора согласована странами Евразийского экономического союза. Она вошла в "общие подходы" к защите прав потребителей при реализации товаров, работ и услуг дистанционным способом в ЕАЭС.
Рекомендации подготовлены рабочей группой при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по инициативе Роспотребнадзора. Предположительно документ (первый такого рода в ЕАЭС) будет утвержден коллегией в июле. На его основе пять стран примут свои обязательные требования к онлайн-торговле.
По российскому закону у покупателя есть 7 дней (включая выходные), чтобы передумать и вернуть товар продавцу, получив обратно свои деньги (за вычетом расходов на доставку). Правило действует для дистанционных продаж - в традиционной рознице возможен лишь обмен в течение двух недель.
Норма о возможности возврата в течение 14, а не 7 дней после покупки в Интернете уже реализована рядом европейских стран, пояснили "РГ" в Роспотребнадзоре. Это соответствует тенденциям в мировом сообществе e-commerce, которое идет по пути улучшения условий для потребителя.
"Период охлаждения" в интернет-торговле нужен для того, чтобы человек мог "потрогать" товар и понять, что он действительно из себя представляет. Особенно важно это пожилым людям, излишней доверчивостью которых пользуются продавцы, и людям, склонным к спонтанным решениям - их родственникам часто удается возвращать обратно напрасные покупки. Но бывает, что уже слишком поздно.
Увеличение "периода охлаждения" до более чем двух недель умножит количество возвратов, однако в то же время повысит привлекательность интернет-торговли в глазах наиболее осторожных покупателей, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Это даст новые конкурентные преимущества онлайн-рознице. Во многом именно опасения купить не совсем то, что нужно, заставляют людей идти в обычный магазин.
Кроме того, "общие подходы" содержат детальные требования по раскрытию информации о продавце (это важно, чтобы понимать, к кому обращаться с претензиями), характеристиках и цене товара. "Мы хотим, чтобы потребители стран Союза своевременно получали необходимую и достоверную информацию о товарах, - сказал министр ЕЭК по вопросам технического регулирования Валерий Корешков. - Это поможет им делать правильные покупки".
Впрочем, объем информации о характеристиках товара должен быть компактным, считает Петр Шелищ, иначе потребитель просто не сможет ее переварить. Он приводит в пример многостраничные договоры с операторами связи и кредитными организациями, которые не успевают прочитать большинство из тех, кто под ними подписывается.
В "общих подходах" также даны ясные определения существующим формам дистанционной торговли и устанавливаются единые правила для них.
В частности, push-уведомления (всплывающие сообщения) и рассылки по электронным каналам признаются офертой, которая должна содержать существенные условия договора. "Мы неоднократно говорили о том, что продавцы, использующие современные каналы продажи товаров (в частности, социальные сети и мессенджеры), должны отвечать перед потребителем на тех же основаниях, что и игроки традиционной розницы, - говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. - Сейчас огромное количество жалоб потребителей мы получаем именно на продавцов-мошенников из мессенджеров и социальных сетей".
Важно также, что продавец будет обязан исполнять закон о защите прав потребителей той страны ЕАЭС, в которую он продает товар. Из-за того, что сейчас такого правила нет, а рынок общий, возникает большое количество проблем, отмечает Федоров.