14.06.2017 14:16
В мире

В Минске обсудили историю партизанской войны

История партизанской войны открывает новые неожиданные страницы
Текст:  Владимир Бибиков (bibikov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №22 (794)
Под сводами одного из залов обновленного Музея истории Великой Отечественной войны в Минске парит уникальный экспонат - самый настоящий самолет По-2. В этот раз он оказался в центре внимания участников белорусско-российской научно-практической конференции на тему роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси в годы войны, которая прошла при поддержке Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Читать на сайте RG.RU

Этот маленький полотняно-деревянный биплан, изначально предназначавшийся для подготовки летчиков, в годы войны наряду с самолетами-истребителями, бомбардировщиками и штурмовиками сыграл выдающуюся роль. Он надежно связал партизанские зоны с Большой землей. Буквально с первых недель войны летчики доставляли на временно оккупированную территорию организаторов партизанского движения, оружие и взрывчатку, газеты и письма, разбрасывали листовки, рассказывающие об истинном положении дел на фронте и в тылу. В обратном направлении вывозили раненых, детей, женщин. Эта воздушная дорога жизни действовала до самого освобождения. И всегда скромный По-2 наряду с более мощными Ли-2, Р-5 был самым желанным гостем на партизанских аэродромах.

В Москве прошло заседание коллегий МИД России и Белоруссии

Казалось бы, все это уже достаточно хорошо известно. На конференции даже было представлено десятка полтора соответствующих литературных трудов. Беру наугад со стенда книгу кандидатов наук Николая и Владимира Якубовских. Под алой обложкой с символическим рисунком По-2 - документы, цифры, факты, фотографии, свидетельствующие об огромной роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси. Да вот издана монография не одно десятилетие назад небольшим тиражом. С тех пор многое переосмыслено, вышли из тени прошлого новые фамилии, обстоятельства, документы. Что и позволило одному из инициаторов встречи москвичу Мстиславу Листову заявить:

- Мы убедились в том, что эта тема давно не поднималась на серьезных исторических форумах. Между тем многие важные документы до сих пор хранятся в ведомственных архивах, ждут научного осмысления, чтобы стать достоянием общественности.

Мнение бывшего боевого летчика и летчика-испытателя тем более заслуживает внимания: он является одним из наследников славы знаменитого 101-го транспортного (впоследствии 31-го гвардейского) авиаполка Авиации дальнего действия, которым командовала выдающаяся советская летчица Герой Советского Союза Валентина Гризодубова. Его экипажи в числе первых совершили ночные полеты к партизанам Брянщины, Беларуси, Украины. Да и сам Мстислав Степанович в 70-е годы прошлого века в боевой обстановке доставлял из СССР в Сирию на транспортном самолете военные грузы, на себе испытал, что чувствует летчик, отправляясь в тыл врага. Прозвучали доклады и других авторитетных белорусских и российских историков, ветеранов авиации. Они, а также курсанты военных училищ стали первыми посетителями экспозиции, посвященной роли авиации в развитии партизанского движения в Беларуси в годы войны.

- Весь этот год проходит у нас под знаком авиации, - говорит директор белорусского Музея истории Великой Отечественной войны Дмитрий Шляхтин. - Поднятая на конференции тема и потому еще достаточно важна, что позволяет шире взглянуть на суть партизанского движения, отказаться от некоторых стереотипов. Партизанское движение в Беларуси представляло собой четкую систему, составной частью которой была тесная связь с Большой землей посредством авиации. Мы бы хотели обратить внимание на это широкой общественности.

В посольстве Белоруссии говорили о судьбах славянской литературы

Почему исторические чтения проходили в Беларуси? Тут двух мнений среди участников не было. Республика в войну была самой партизанской, и авиация сыграла в этом далеко не последнюю роль. Наряду с упомянутым 101-м авиаполком звучали названия и других прославленных частей и соединений, надежно соединявших партизанские зоны с Большой землей, в их числе - 62-й, 105-й отдельные гвардейские полки Гражданского воздушного флота. Отличились и летчики Минского авиаотряда ГВФ. Так, пилот Василий Бугримович, о котором шла речь на конференции, в годы войны стал начальником партизанского аэродрома, принявшего сотни рейсов с Большой земли.

На встрече в Минске прозвучало немало новых сведений. Не менее важно, чтобы они, как и хорошо известные факты, фамилии, описания подвигов, не оставались только в трудах исследователей. Сотрудничество белорусских и российских специалистов на это и направлено, считает директор Центрального музея Вооруженных Сил России Александр Никонов:

- В Беларуси мы тесно сотрудничаем не только с Музеем истории Великой Отечественной войны, но и с Музеем военной истории Беларуси. Есть планы обмена выставками и экспонатами о Великой Отечественной войне, Первой мировой. Впереди много новых интересных тем.

Тем временем

Ветераны Великой Отечественной войны, представители молодежных патриотических объединений, воспитанники военизированных классов Калининградской области в рамках акции "Поезд памяти" побывали в белорусской столице. В составе группы - 450 человек. Посланцы самого западного региона России провели у стелы "Минск - город-герой" митинг, почтили минутой молчания погибших в годы войны, возложили цветы. Гости побывали в Музее истории Великой Отечественной войны, посетили комплексы "Курган славы", "Хатынь", "Линия Сталина", встретились с белорусскими ветеранами, местными кадетами, рассказали о поисковой работе у себя дома. Патриотическая акция "Поезд памяти" проводится ежегодно, ее участники посещают различные места боевой славы. Это уже третий визит калининградцев в Минск. В нынешнем году состав проследовал по маршруту Калининград - Брянск - Минск - Калининград. Попасть в такое путешествие не так-то просто. Для юных участников проводится конкурс - он составляет почти 20 человек на место!

Беларусь