15.06.2017 22:16
Культура

Алексей Баталов: Я совершенно из другого времени

Последнее интервью Алексея Баталова
Текст:  Сусанна Альперина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №129 (7295)
Это интервью не завизировано. Не успела. Алексей Владимирович Баталов говорил тихо-тихо, казалось, его не расслышит даже диктофон. И сейчас, расшифровывая запись, не верилось, что любимого артиста уже нет с нами. Тем не менее грустное известие - правда: народный артист СССР Алексей Баталов ушел из жизни в возрасте 89 лет.
Читать на сайте RG.RU

После выхода картины "Москва слезам не верит", получившей впоследствии "Оскара", вы стали эталоном мужчины. Наверное, вам поклонницы проходу не давали?

Смерть Алексея Баталова подытожила эпоху в кино и в жизни

Алексей Баталов: Мне трудно было не давать проходу, потому что я на месте не сидел - то там, то здесь. Я не очень с широким обществом общался, все равно в своем кругу жил. А потом я уже был во ВГИКе, там свои люди, свои студенты, свои интересы. Это моя настоящая и вполне для меня постоянная жизнь.

Ваш главный герой всегда был честным человеком. И в "Даме с собачкой" был такой, рефлектирующий, и в картинах "Летят журавли", "Москва слезам не верит"... А сегодня вы видите на экране такого персонажа - честного человека?

Алексей Баталов: Я все-таки испорчен профессиональной жизнью, поэтому для меня еще важно, как именно играют. Меня сюжетом особенно не заманишь. Дело в том, что привлекает лично меня. Картина может быть очень старая или очень молодая - это неважно. Но когда я вижу настоящего артиста или неожиданные актерские и творческие решения - это для меня самое интересное с точки зрения нашего дела и профессиональной судьбы.

У вас дедушка и бабушка были врачами. Не хотели пойти по их стопам?

Алексей Баталов: Нет, ни о чем таком не думал. У мамы не было квартиры, и ей дали комнатку в закрытом дворе Московского Художественного театра. Представьте себе, все мои первые впечатления - этот закрытый двор, там, где декорации, где актеры ходят уже загримированные, где хранится реквизит, костюмы. Его сейчас нет. Там что-то посносили, что-то расширили. А тогда это был совершенно недосягаемый для постороннего человека мир. Я в него попал, и он определил мою судьбу.

Вы осознавали тогда, кто такая Анна Ахматова? Или общение с ней это было просто нечто само собой разумеющееся?

Алексей Баталов: Сперва это была одна из замечательных гостей, которые были в доме, - мамина и папина знакомая. А я еще совсем молодой был. Постепенно, конечно, не только осознавал, но всем своим существом ощущал ее величие. Потом в Ленинграде, когда я работал и негде мне было там жить, поскольку на гостиницу у меня зарплаты актерской не хватило бы, я останавливался у Анны Андреевны. Каждый вечер после работы, утром, днем был рядом с ней. Она была замечательным человеком - поразительно глубоким, умным, удивительным по доброте и по какому-то особому отношению и к жизни, и к людям. И это повлияло на меня гораздо больше, чем я могу рассказать.

Вы играли в Центральном театре Советской армии, во МХАТе. Когда вы решили сниматься в кино, по какому принципу отбирали картины?

Алексей Баталов: Я ничего не отбирал. В первой картине "Большая семья" по роману Всеволода Кочеткова "Журбины" меня уговорил сниматься Иосиф Ефимович Хейфиц. И, когда я поехал туда, меня выгнали из театра, потому что не полагалось молодому актеру, даже из МХАТа, вдруг ни с того ни с сего все бросить и уехать работать в каком-то кино. Поэтому я собственными руками подписал бумагу, ушел из МХАТа и пошел сниматься к Хейфицу.

Когда после фильма "Большая семья" пришла слава, она вам мешала или помогала?

Алексей Баталов: Не как сейчас. Вот такой нахальной игры со славой тогда не было. А было очень приятно и радостно, что картина "Большая семья" имела успех, что люди ее смотрели.

Ваша племянница - Анна Ардова - сейчас очень популярна. Ее телешоу "Одна за всех" - успешное, она в театре - звезда. Вы следите за ее творчеством?

Алексей Баталов: Как раз нет, потому что я совершенно отдельно, и наша Ордынка давным-давно не та Ордынка. Давно я там не был. Долго жил в Ленинграде. И с тех пор как нет мамы, я тоже в этой Ордынке только гость. И девочки наши сами по себе. Кое-что из работ Ани я видел. Но могу судить или что-то говорить, потому что надо посмотреть по-настоящему или поработать с актером.

Вас всегда любила власть, вы уже в 40 лет были народным артистом. Это помогает или мешает?

Главные роли Алексея Баталова. Сегодня 95 лет со дня рождения актера

Алексей Баталов: Одна деталь. То, что меня в Ленинграде не выгнали вообще из артистов, - это просто чудо. Потому что, будучи на студии "Ленфильм", я быстро и с ходу отказался вступить в партию. И никогда в нее не вступал. И это стало известно. Если бы не Юрий Павлович Герман и Иосиф Ефимович Хейфиц, я бы, конечно, загремел далеко и от актерства, и от всего остального. Они спасли меня. А я просто взял и сказал: "Да никогда в жизни!"

У вас еще был такой эпизод в биографии, когда вы отказались читать "Малую Землю" Брежнева.

Алексей Баталов: Я отказался играть Ленина! Мне в Ленинграде предложили сыграть молодого Ленина, а я не стал. Вот тогда этот весь ужас и нагрянул. И старшие коллеги меня спасли. Страшно себе представить, меня никуда даже близко не подпустили бы. Не то что в кино, вообще никуда. И только благодаря тому, что они сказали, что я совершенно не похож на Ленина, это издевательство над вождем, Ленин был другой, и дело не в том, что я там болтаю, а в схожести. Они убедили начальство, что это будет большой ошибкой и для студии, "если показать Ленина в виде этого мальчишки". Они объяснили, что за таким решением последует грандиозный провал. Тогда передо мной даже извинились, что предложили роль. Сейчас смешно, а в то время я был на грани полной гибели.

Сейчас стало очень модно озвучивать зарубежные мультфильмы. Для актера получить хороший персонаж для озвучания считается честью. В свое время вы ушли из кино, работали в радиотеатре, озвучивали мультфильмы. Как вы это воспринимали - как часть работы или просто для заработка?

Алексей Баталов: Это был заработок, а как же? Иначе денег-то не было. Я долго-долго работал на радио. Могу с радостью похвастаться, что за много лет невероятного труда и с помощью замечательных людей, которые меня окружали, я как режиссер сделал инсценировку и постановку "Героя нашего времени" Михаила Лермонтова. Почти год над ней работал. Эта большая работа - моя огромная гордость.

Рабочий момент

"Голос Баталова - как лекарство"

... Голос Алексея Баталова нужно принимать как лекарство. "У Баталова необыкновенный голос. У него оттаивающий голос. Я даже где-то сказал, что его нужно разливать по аптечным пузырькам и продавать как витамины. Более того, его нужно давать слушать в санаториях и больницах - он возвращает людей к жизни", - так сказал про Алексея Владимировича друг и коллега Юрий Норштейн. Фраза эта была услышана на их совместном творческом вечере в ЦДЛ - Центральном доме литератора. Народный артист СССР озвучил любимый миллионами норштейновский мультфильм "Ежик в тумане", они вспоминали о совместной работе, много говорили о Гоголе - в связи с тем, что Норштейн работал над "Шинелью", а в 1959 году Баталов снял эту гоголевскую повесть как режиссер - это была его дипломная работа во ВГИКе. Баталов говорил со сцены тихо-тихо, практически шептал. Зал сидел, замерев, люди боялись лишний раз пошевельнуться и громко вздохнуть - было слышно, как муха пролетит...

"Великий русский актер": коллеги и друзья вспоминают Алексея Баталова

В антракте тогда за кулисами мы второй раз договорились об интервью. Первый - во дворе дома Ардовых, где в рамках фестиваля "Черешневый лес" открывали памятник Анне Ахматовой и проводили Ахматовские чтения. Однако интервью не состоялось. Тогда, пять лет назад, Баталов был очень озабочен - снова дал знать о себе многолетний конфликт - битва за сотки с соседом по даче. Он попросил помочь, и "РГ" сделала публикацию, после которой была инициирована проверка обстоятельств дела Следственным комитетом, и оно сдвинулось с мертвой точки. Много сил и лет отняли у уже немолодого Баталова эти соседские разборки, но уже в этом году за 4 дня до смерти пришло известие, что Баталов выиграл суд. Не успели порадоваться....

...Интервью он давал также тихо-тихо. Я слушала его и все время вспоминала слова Норштейна.

Личное

Дочь и отец

Вы иллюстрировали книжку сказок вашей дочери Марии "И были, и не были" - это тоже ваша гордость?

Алексей Баталов: Сейчас как раз хочу в свою будущую книгу вставить и рассказ о нашей с ней совместной работе. Если мне удастся что-то написать о том времени, то я подчеркну свою радость по поводу того, что, когда она начала писать, я оказался нужен. Сначала просто что-то нарисовать, а потом сделать все иллюстрации к ее сочинениям.

Я читала в одном из интервью, как вы говорите, что Мария вас многому учит.

Алексей Баталов: Конечно. Она читала во много раз больше, чем я. То, что я даже хотел бы, но никогда не знал об этом. Она круглые сутки читает. Отсюда и сказки. Сказка ведь прорастает из души или из фантазии. Дочка все время внутри чтения, внутри чего-то, над чем она работает. Сначала сказки, потом сценарии, что-то еще...

Актер театра и кино Алексей Баталов
Наше кино Утраты