16.06.2017 00:15
Культура

Как списанные из библиотек книги находят новых хозяев

Как я бродил по острову сокровищ на сайте "Списанные книги"
Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №129 (7295)
С детства помню шелестящие вздохи библиотекарей: "Вот опять списываем книги, как жаль..." Тогда я робко касался какой-нибудь книжки из стопки обреченных: "А можно я ее себе возьму? Ведь вы ее все равно списываете..." Библиотекари пугались и махали на меня руками: "Нельзя-нельзя! Нам же отчитываться надо..."
Читать на сайте RG.RU

Этот бес списания до недавних пор мучил и московских библиотекарей, но недавно в столице нашли столь же гениальный, сколь и простой способ избавить их от грешной обязанности приговаривать книги к смерти. Сайт "Списанные книги" позволяет "уволенным" из библиотек изданиям найти нового хозяина, а значит, обрести вторую жизнь. Только вот название сайта подкачало: своей казенностью оно напоминает допотопную вывеску "Утиль-сырье". Мне кажется, и человечнее и библиотечнее было бы назвать сайт "Книги - в хорошие руки" или "Книги, которые ищут хозяина".

Но бог с ней, с вывеской, главное, что книги теперь не попадут в огонь или под нож, а придут к тем, кто, быть может, их долго искал.

С чего начать путешествие по сайту? Как найти свою заветную книгу? Тут все просто: можно по автору, а можно и по названию. Я, например, сразу ввел в поисковик любимых писателей. Начал с Юрия Коваля, и поисковик сразу выдал мне пять книг автора "Недопеска". Правда, самого "Недопеска" в списке не было, держатся за него библиотеки, и я их понимаю - книга-то на все времена! А вот с детективной повестью "Пять похищенных монахов" Коваля некоторые библиотеки готовы расстаться. Я насчитал целых одиннадцать экземпляров "...монахов", которые ждут читателей в московских библиотеках.

Убежден, что хорошие книги не должны расплачиваться за смену общественных настроений

Другую книжку Юрия Коваля - "Чистый Дор" (так называется вологодская деревня, где происходит действие рассказов) - можно заполучить в трех московских библиотеках. Причем на сайте правильное название книги дала только библиотека N 235. В библиотеке N 161 решили, что книге лучше называться "Чистый одр". Юрий Иосифович Коваль смеялся бы до слез.

Но не будем придираться - опечатки могут случиться везде и со всеми. А чтобы они случались у взрослых пореже, в детстве надо читать больше бумажных книг - так укрепляется зрительная память на то, как должно выглядеть то или иное слово.

Календарь поэзии: О павших под Нарвой русском поэте и немецком антифашисте

Сайт "Списанные книги" открылся очень вовремя - как раз к летним каникулам. У детских библиотек списки книг, которые они готовы раздарить, похожи на летние рекомендательные списки по литературе.

Порядочной библиотеке простительно избавиться от брошюр "Культуризм по-нашему", "Пособие для массажисток" и "Школьнику о рыночной экономике", но нелегко понять, отчего библиотека N 65 имени М.М. Пришвина добровольно расстается с "Деревней" Бунина, с "Заезжим музыкантом" и "Путешествием дилетантов" Булата Окуджавы, с "Факультетом ненужных вещей" и "Хранителем древностей" Юрия Домбровского, с "Журавлями" Александра Яшина и "Капитаном дальнего плавания" Александра Крона, с книгами Виктора Конецкого и Отара Иосилиани, Евгения Носова и Фазиля Искандера, Даниила Гранина и Василия Белова, Григория Бакланова и Владимира Маканина.

В этой же библиотеке можно обрести все лучшее, что есть у Гоголя ("Мертвые души", "Тарас Бульба", "Шинель"), "Обыкновенную историю" Ивана Гончарова, "Семейную хронику" Аксакова и редкую книгу Дмитрия Голубкова о Баратынском "Недуг бытия".

Центральная детская библиотека имени И.А. Крылова (что на улице Сокольническая Слободка, д.14/18) списывает книгу Евгении Александровны Таратуты "По следам "Овода" (сразу два экземпляра), а ведь это заветный труд литературоведа, историка детской литературы, гулаговской узницы, ослепшей в своих трудах за рабочим столом.

Эта же библиотека готова подарить вам "Письма к сыну" Сухомлинского, сборники стихотворений Есенина, Блока, Заболоцкого, Кедрина и недавно ушедшего Евгения Евтушенко...

Писатель Гроссман получит международную Букеровскую премию

Детская библиотека N 242 (что на бульваре Генерала Карбышева, 9, корп.1) готова поделиться не только "Песенником пионера", но и уникальными изданиями: книгой о Батюшкове Виктора Афанасьева (монаха Лазаря), изданной еще в советское время, великолепным исследованием Натальи Громовой о писательской эвакуации "Все в чужое глядят окно" (2002 года издания!). Здесь же вас ждет книга легендарного Николая Николаевича Дроздова "Жемчужины природы - заповедники" (что особенно актуально в год экологии), две книги сказок Софьи Прокофьевой, "Гамлет" Шекспира, "Илиада" Гомера. Детям безвозмездно передадут "Малыша и Карлсона" Астрид Линдгрен, "Необыкновенные приключения Карика и Вали" Яна Ларри, "Детство Никиты" Алексея Толстого, "Конька-Горбунка" Петра Ершова и "Остров сокровищ" Стивенсона.

А вот библиотека N 221 в Солнцево. Она располагается неподалеку от Переделкино, и по странному совпадению расстается в основном с книгами тех авторов, что проживали в этом знаменитом писательском поселке: "Высокое искусство" Корнея Чуковского, "Голубой дым" Георгия Семенова, "Жестокость" Павла Нилина. Здесь же можно получить навсегда книгу о Чехове Александра Павловича Чудакова...

Просмотреть сайт от корки до корки физически невозможно, но, проглядев множество "списков на списание", я обнаружил, что лидеров, если можно так сказать, в этом списке три: "Бегущая по волнам" Александра Грина, фурмановский "Чапаев" и "Былое и думы" Герцена. Безусловно, это многое говорит обо всех нас, о настроениях общества. Так мы расстаемся с гриновской романтикой, с советской мифологией Гражданской войны и с нравственной рефлексией Герцена. Но почему хорошие книги и их завтрашние читатели должны расплачиваться за смену наших настроений? Книги, несущие добро и свет, ни в чем не виноваты, даже если нам кажется, что их авторы в чем-то заблуждались.

Навигатор

Что предлагает "на вынос" Центральная детская библиотека N 14 (ул. Дубининская, 20, строение 1):

"Баллады" Жуковского и стихи Афанасия Фета, "Барышня-крестьянка", "Дубровский" и "Маленькие трагедии" (6 экземпляров!) Пушкина, "Басни" Крылова,

"Парус" Лермонтова, "Записки охотника" и "Дворянское гнездо" Тургенева,

"Вишневый сад" Чехова, "Былое и думы" Герцена (сразу 4 экземпляра!),

"Дед Архип и Ленька" Максима Горького,

"Бегущая по волнам" Александра Грина,

"Гиперболоид инженера Гарина" Алексея Толстого, "Белеет парус одинокий" Валентина Катаева, "Василий Теркин" Твардовского, "Живые и мертвые" Константина Симонова, "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого,

"Весенние перевертыши" Владимира Тендрякова, "Белый Бим Черное ухо" Гавриила Троепольского, "Лазоревый петух моего детства" и "Рассказы о веселых людях и хорошей погоде" Радия Погодина,

"Последний поклон" Виктора Астафьева,

"В списках не значился" Бориса Васильева,

"Момент истины" Владимира Богомолова,

"Жизнь господина де Мольера" Михаила Булгакова.

Список замечательный, но невольно с тревогой думаешь: а в самой-то библиотеке остались эти прекрасные книги? И как там решились расстаться, к примеру, сразу с тремя экземплярами книги Юрия Казакова "Арктур - гончий пес" (и это в год 90-летнего юбилея великого мастера русского рассказа). Отчего вдруг списали такие уже ставшие редкостью книги, как "Дом с голубым окошком" Якова Акима, "Невиданная птица" Юрия Сотника и "Месяц с небесного чердака" Степана Писахова. Под списание пошли почему-то и три разные книги Георгия Ладонщикова, о трудной судьбе которого я недавно рассказывал в "Календаре поэзии". И не жаль ли библиотеке расставаться с собранием сочинений Алексея Пантелеева?

Наглядно

Где живут "списанные книги"?

Литература