Так и просится сказать, что итальянская выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе". Из собраний Италии и России" в ГМИИ им. А.С.Пушкина представляет гений места (genius loci) - Венецианской республики XVI века.
Но, во-первых, в Москву прибыли сразу три гения места, при этом каждый из них претендует на звание основного (по крайней мере в венецианской истории искусств - как минимум, в XVI веке).
Во-вторых, кажется, что гораздо важнее для понимания "венецианской школы" их перекличка, диалог через года и десятилетия. В этом смысле выразительнейшей метафорой, о которой упомянула Виктория Маркова, куратор выставки с российской стороны, стал коллективный портрет "первых" венецианских мастеров на полотне Паоло Веронезе "Брак в Кане Галилейской". На этом полотне, прямо у подножия стола, за которым сидит Христос на свадьбе, расположились музыканты. В одном из них можно узнать самого Веронезе, в белых одеждах, играющего на виолончели, напротив него - благообразный старец в красных одеждах с инструментом, похожим на контрабас, в нем современники безошибочно видели великого Тициана. По правую руку от него - быстрый изящный Тинторетто с альтом или скрипкой. А за Веронезе, чуть в тени - фигуры еще двух музыкантов, в одном из которых признавали еще одного славного венецианского мастера - Якопо Бассано. Эта картина, написанная в 1562 года для монастыря бенедектинцев Сан Джоджо Маджоре (сейчас она - в Лувре), более чем ясно представляла, как сами художники (как минимум, дипломатичный Веронезе) воспринимали себя на художественной сцене республики. Прежде всего сыгранным ансамблем, в котором каждый инструмент важен. При всей праздничности, торжественной парадности этого образа, очевидно, это был оммаж Веронезе не только старику Тициану, чей авторитет тогда уже был непререкаем, но и признание заслуг своих коллег.
Этой работы на нынешней выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина нет. Но выставка выстроена именно как музыкальное произведение с вариациями. Профессор Веронского университета Бернард Айкема с удовольствием демонстрирует, как композиционную находку Тициана - вихревой разворот фигур двух влюбленных в "Венере и Адонисе" (картина из отечественного частного собрания), использует Тинторетто в "Грехопадении Адама и Евы" (1550-1551), а затем и Веронезе - в небольшом полотне "Венера и Марс с амуром и лошадью" (1570). Правда, если у Тициана Адониса увлекали на охоту собаки, пока утомленный Эрот заснул в тенечке, то у Веронезе Амур с крылышками, напротив, входит в альков прямо с лошадью, которая к тому же спускается по мраморной лестнице… "Видите, как меняется звучание одного и того же приема? - спрашивает Бернард Айкема. - Вроде у всех трех мастеров сходная композиция - одна фигура повернута спиной к зрителю, другая развернута к нему. Но у Тициана - драма любви и потери любимого, у Тинторетто - напряженная сцена грехопадения, у Веронезе - почти комедийная сцена, в котором Амур на пару с конем выглядят странновато в тесной спальне палаццо".
С юмором у Веронезе вообще все в порядке. Достаточно посмотреть на то, как он представляет "Похищение Европы" - с почти киношной раскадровкой, ведущей от первого плана к дальнему, с быком-Юпитером, который между делом целует ножку красавицы, с насторожившейся собачкой, которой вся эта катавасия явно не нравится, чтобы ощутить, как популярный сюжет из "Метаморфоз" Овидия прямо на глазах превращается в яркий озорной и роскошный спектакль.
Задача была отнюдь не только в том, чтобы просто привезти шедевры, подчеркивает Бернард Айкема. Хотя будьте уверены: привезти 23 шедевра трех мастеров венецианского возрождения из 12 итальянских музеев (от Венеции до Рима, от Неаполя до Турина, от Генуи до Флоренции) и трех знаменитейших венецианских церквей - Сан Маркуола, Сан Сильвестро и Сан Джованни Элемозинарио - очень непросто. Цель была представить Тициана, Тинторетто и Веронезе не как соперников-конкурентов, которые если что, за ценой (и средствами борьбы) не постоят, а как мастеров единой школы. Это, кстати, отнюдь не очевидный ход. Скажем, в 2009-2010 годах в Лувре и Бостоне была масштабная выставка, настаивавшая, что "Тициан, Тинторетто, Веронезе - соперники в Венеции Ренессанса". Семь лет спустя выставка в Москве показывает, что последнее слово в споре, похоже, остается за венецианцами. И потому выставка подкреплена тяжелой артиллерией - основательным каталогом с фундированными статьями кураторов и историков искусства о специализации художников и их мастерских, об их заказчиках и грамотном дележе рынка, и, конечно, о картинах итальянского возрождения в русских собраниях. Статьи, между прочим, переведены блестяще.
Эти статьи, с одной стороны, развеивают многие мифы о художниках, в том числе рожденные "Жизнеописаниями" Вазари, с другой стороны - демонстрируют, какую роль сыграла живопись и в утверждении местной школы (в противовес римской и тосканской, например), и главное - в укреплении "венецианского мифа". Когда-то, уже в XVII веке, поэт Марко Боскини написал поэму "Карта живописного плавания", где живопись представала кораблем, бороздящим морской простор, а художники были его командой. Так, Тициан вместе с Джорджоне были рулевыми, Тинторетто - артиллеристом и архитектором корабля, Бассано поджигал фитили орудий…". В общем, художники представали опытными морскими волками и старыми вояками.
Нет сомнений, что для Марко Боскини в XVII веке они были победителями. Тем любопытнее, что Тициан, Тинторетто и даже Веронезе начинали в эпоху, которая для Венеции была очень тяжелой. В 1509 она проиграла войну с Камбрейской Лигой, годом ранее объединившей против Венеции Францию, Испанию, Германию и ряд итальянских государств, в том числе Папскую область. После поражения Венецианская республика утратила ряд своих владений. А если вспомнить, что торговля венецианцев тоже пострадала после открытия нового морского пути в Ост-Индию, то, казалось бы, до искусства ли тут? Но Венеция, как заметил Якоб Буркхардт, всегда "полагалась не на благочестие, а на благоразумие своих подданных". К примеру, в XV веке, когда флорентийцы пожелали заключить союз с Венецией против Филиппо Мария Висконти, им отказали по той понятной и хорошо обдуманной в торговом отношении причине, что всякая война между Миланом и Венецией, то есть между покупателем и продавцом, нелепа. Вот и в XVI веке после поражения в войне чуть не со всей Европой эти хитрые венецианцы благоразумно сделали ставку не на войну, которая могла бы вернуть утраченные земли, а на торговлю и искусство. И, как видим, не проиграли. Корабль их искусства до сих пор - из прекраснейших, и по-прежнему на плаву.
Кстати
К выставке подготовлены лекции, которые в 19.00 начинаются в "Мусейоне" раз неделю. Ближайшая - 22 июня, далее через каждые семь дней до 10 августа включительно. Можно будет узнать о венецианских виллах XVI века, о венецианской моде и венецианских банкетах, об искусстве книгоиздания, а также побывать на концерте…
Сборные и групповые экскурсии для взрослых проводятся несколько раз в день, начиная с 12:45, кроме воскресенья и понедельника.
Подробности на сайте музея.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Выставка "Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Картины из собраний Италии и России" в Москве