Сегодня вопросами улучшения состояния сферы ЖКХ - будь то реновация, благоустройство или ремонт территорий и жилых домов, интересуются во всех регионах страны. Основной упор, на чем делают региональные власти при проведении этих работ, - учет мнения жителей, собственников жилья или территорий. Впервые им дается право выбирать объекты для ремонта, реновации и т.п.
Однако пока мало где в регионах жителям дана возможность фактически в онлайн-режиме общаться с властями по поводу качества работ или получения полной информации по ходу работ. Пока жителям не хватает прозрачности и оперативности в общении с властями. Но в Орловской области решили показать, что такое интерактивное общение возможно. И первый проект, по которому тестируется новый формат общения с гражданами, касается выполнения капитального ремонта жилых домов.
Так, в мае 2017 года на сайте Фонда капитального ремонта Орловской области появилась новая закладка - "Карта проведения капитального ремонта”. "Это первый интерактивный сервис в России, который поможет наладить диалог между жителями области и региональными властями при решении важного вопроса в ЖКХ - проведении ремонтных работ многоквартирных домов", - отмечает куратор программы, заместитель председателя правительства Орловской области по строительству, ТЭК, ЖКХ, транспорту и дорожному хозяйству Александр Ремига.
По его словам, идея создать такую карту напрямую связана с поручением президента России, которое он дал по итогам конференции "Форум действий-2" Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию". Поручение президента состояло в том, чтобы наладить работу фондов капитального ремонта в регионах так, чтобы они были по максимуму прозрачными и доступными населению.
У Орловской области это получилось быстрее всего, и сегодня к ее опыту присматриваются в Хакасии, Ленинградской области, Пермском крае, Тверской, Псковской и Омской областях.
Проект состоит из двух основных частей: непосредственно карты, которая информирует о стадии проведения ремонта, а также функции "народный контроль", которая позволяет жителям следить за сроками исполнения, объемами и качеством проводимых работ. "Мы также запустили специальный канал на YouTube и страницу в Instagram, где будут выкладываться фотографии различной стадии ремонта. Так жители смогут оперативно наблюдать за качеством проведения работ, и если оно их не устраивает, то можно оперативно подать жалобу на подрядчиков в Фонд капитального ремонта и муниципалитет. Все жалобы рассматриваются в течение двух дней", - поясняет Александр Ремига.
В использовании "интерактивная карта" весьма проста: главное, чтобы житель имел доступ в Интернет. Тогда достаточно зайти на сайт Фонда и найти закладку "Карта проведения капитального ремонта”. После этого в поле "Фильтр по адресу" вводятся данные по искомому объекту, и система "Реформа ЖКХ" онлайн предоставляет полную информацию: паспорт дома, данные о подрядчике и стадии заключения договора, виды работ и их стоимость. Все указанные дома разделены на карте по стадии выполняемых работ: "планирование", "проектирование", "стадия ремонта" и "объект сдан". Отдельные метки указывают, что в доме предусмотрена замена лифта.
Также по каждому дому предоставляется дополнительная информация: указывается размер взноса на капремонт и сколько уже израсходовано, сколько средств внесли собственники домов и какая текущая задолженность по ним. Если оформить "личный кабинет" на сайте Фонда, то вся информация по интересуемому дому будет автоматически направляться туда. До "интерактивной карты капремонта" Орловской области в России пока не было примеров, чтобы настолько подробная информация оперативно раскрывалась всем желающим.
В недалекой перспективе подобный интерактивный сервис может быть распространен и на другие сферы взаимоотношения региональных властей и жителей Орловской области по вопросам ЖКХ. Уже сейчас в регионе обсуждают возможность создания единого интерфейса по вопросам ЖКХ. "Он будет работать по принципу "одного окна" - жители смогут обращаться с вопросами и консультациями по всему спектру работы сферы жилищно-коммунального хозяйства. Думаю, это серьезно упростит доступ к услугам и информации по ЖКХ в нашем регионе", - говорит Александр Ремига.