20.06.2017 19:57
Рубрика: Культура

Кого лечит театр?

Текст: Михаил Швыдкой (доктор искусствоведения)
В Московском театре кукол на Спартаковской подведут итоги трехдневного семинара "Особый театр для особого зрителя", который был организован в рамках Международного гуманитарного проекта "Минская инициатива". По предложению режиссера Киевского академического театра кукол Михаила Урицкого, на которое незамедлительно откликнулись известные деятели кукольного театра России и Белоруссии, прежде всего Борис Голдовский и Александр Янушкевич, в Москве собрались актеры, режиссеры, художники, не только знающие толк в работе с разными типами кукол (а их множество!), но и умеющие создавать спектакли для детей с ограниченными возможностями. Вместе с ними в семинаре и обсуждении постановок, предназначенных для особенных зрителей, принимали участие педагоги-психологи и врачи. У каждого из них свой опыт, свои подходы в поиске контактов с детьми, которые страдают от различных недугов. Но все они объединены верой в магическую силу театра, который способен помогать в борьбе с самыми тяжелыми заболеваниями. Не случайно А.Э. Греф, руководитель московского театра "Бродячий Вертеп", назвал свою программу психологической помощи болеющим детям "Кукла-Доктор".

В Москве собрались люди, которые догадываются, что в реальной жизни чудес не бывает, даже если они - театральные мастера - владеют искусством создавать их на сценических подмостках. Они вовсе не хотят обманывать ни самих себя, ни своих маленьких зрителей, ни их родителей. Но они знают, что детям необходимо прикоснуться к игре, почувствовать свободу приобщения к творчеству, а это необходимо даже в условиях тяжелой борьбы с болезнью. Арт-терапия, или "кукло-терапия", как говорили участники семинара, насчитывает не один десяток лет. Борис Голдовский, один из ведущих российских режиссеров, много лет успешно возглавляющий Московский театр кукол на Спартаковской, не зря вспомнил о том, что еще в 20-х годах прошлого века ленинградский в ту пору Театр марионеток под руководством Е.С. Деммени сотрудничал с крупнейшими учеными медиками, совместно постигая с ними тайны терапевтического воздействия искусства на детей. В начале 30-х годов аналогичные опыты начались в Харькове. И сейчас в кукольном театре есть подвижники, которые занимаются созданием спектаклей для особенных детей. Некоторые из них были представлены в рамках семинара. В частности, "Сказка с закрытыми глазами. Ёжик в тумане", которую Борис Голдовский поставил для слабовидящих и незрячих детишек. Когда они не приходят на этот спектакль, на их места усаживают обычных дошкольников и школьников, но с повязками на глазах, чтобы они могли почувствовать красоту этого спектакля так же, как ее ощущают их незрячие сверстники. Такие художественные практики решают и важные этические задачи - они помогают ощутить проблемы и боль другого человека. Сегодня это нужно не только детям, но и взрослым.

Арт-терапия, или "кукло-терапия", насчитывает не один десяток лет

Михаил Урицкий, который приехал в Москву от Национального центра УНИМА (Международного союза кукольных театров) вместе с молодыми украинскими режиссерами, авторами, художниками, представил проект, который позволит создать совместный спектакль, а то и серию постановок, обращенных к особенным девочкам и мальчикам трех соседних государств. Впрочем, не только к ним - в современном мире, к сожалению, немало детей нуждаются не только в медицинском уходе, но и в душевной поддержке. Особенный театр для особенных детей сегодня, увы, востребован во всем мире.

Три дня семинара были посвящены необычайно тонким материям, художественным и художественно-психологическим. Путь к особенному зрителю требует необычайных душевных качеств от создателей спектаклей, сосредоточенности, высочайшего профессионализма и доброты. Желания помочь всем, кто приходит в театр.

В современном мире, к сожалению, немало детей нуждаются не только в медицинском уходе, но и в душевной поддержке

Можно, конечно, без устали повторять, что такого рода творческие контакты - не просто сигнал, но и пример политикам, которые не могут найти верный тон в отношениях друг с другом. Необходимый компромисс, учитывающий интересы всех сторон. Но все чаще думаю, что у каждого своя миссия в этом мире. В руках мастера кукла способна к любым превращениям, порой кажется, что она обладает большей человечностью, чем многие люди. Наверное, это не так. Но она никогда не умножает зло этого мира.

"Минская инициатива" родилась в начале декабря 2015 года, когда военный конфликт на Востоке Украины был в самом разгаре. И мало кто верил, что из нее что-то получится. Даже несмотря на поддержку Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, Национального Фонда культуры Украины, государственных и общественных организаций Белоруссии. Да и сейчас, в пору острых политических противостояний, конфронтации российских и украинских СМИ, кажется, что рушатся вековые связи между двумя генетически и духовно близкими славянскими народами. И их нельзя спасти. Но это вовсе не так. Всякое было в нашей общей, более чем тысячелетней истории. Желая сохранить и государственную и этническую общность, и русские и украинцы шли на уступки друг другу, требующие порой истинного самоотречения. Достаточно вспомнить реформу Русской православной церкви при царе Алексее Михайловиче Романове и Патриархе Никоне, которая во многом была связана с объединением Украины с Россией.

Неловко поправлять классика, но, к счастью, объединяться умеют не только "люди зла". Семинар деятелей кукольных театров в Москве доказал это в высшей степени убедительно. И для такого объединения людям творческим вовсе не обязательно наступать на горло собственной песне. Тем более что у нас - в Белоруссии, России и Украине - много общих песен. И в них нуждаются не только особенные дети, но и все мы, выросшие бок о бок, остро чувствующие боли и радости друг друга.

Материалы загружаются
Пустая выдача