Министерства рапортуют о замене импорта по ряду отраслей (транспортное машиностроение и пр.), как РСПП оценивает проделанную работу?
Александр Шохин: Данные этого года по импортозамещению в отраслях промышленности еще не опубликованы минпромторгом, однако лидеры известны - это и отмеченное транспортное машиностроение, и сельхозмашиностроение, а также фармацевтическая и медицинская промышленность.
Есть успешные импортозамещающие проекты в тяжелом и нефтегазовом машиностроении, легпроме. Например, активно начали развиваться кожевенные производства, выпуская продукцию мирового уровня. Крупные химические компании освоили выпуск промежуточного сырья для собственных нужд, которое им ранее приходилось импортировать. И таких примеров можно привести множество.
Что же касается АПК, где импортозамещение началось быстрее всего, благодаря продовольственному эмбарго, то в животноводстве результаты оказались довольно впечатляющие. По свинине рост производства в натуральном выражении составил от 50 до 70 процентов (в зависимости от типа мяса), по мясу птицы - свыше 20 процентов, по говядине - 20 процентов. Рост производства сыров составил почти 40 процентов. За всеми этими цифрами стоят и новые рабочие места, и развитие регионов.
Однако нельзя не отметить, что по ряду позиций произошло снижение производства, например, по живой и охлажденной рыбе наблюдается сокращение на 40 процентов. Следовательно, возможно что-то из действующих мер регулирования нужно пересмотреть, либо усилить меры государственной поддержки отрасли.
Мы пытаемся заместить все и вся. Насколько это правильно, ведь нельзя сделать экономику полностью закрытой от всего мира?
Александр Шохин: Не согласился бы с таким мнением: в 2014-2015 годах были утверждены 20 отраслевых планов импортозамещения, основным инструментом которых, кстати, является не "кнут" в виде барьеров для импорта, а "пряник" - отраслевые субсидии. Сроки реализации проектов, включенных в планы, рассчитаны до 2020 года (и позже), соответственно только тогда можно будет подводить окончательные итоги. Однако изначально ставилась задача поддержки экспорта промышленной продукции, акцент был перенесен с задачи вытеснения импорта с внутреннего рынка на задачу создания конкурентоспособной продукции, которая будет поставляться и на экспорт тоже.
Что препятствует наращиванию экспорта, помимо качества самих товаров?
Александр Шохин: Препятствий хватает, это сложные процедуры сертификации, нехватка компетенций у потенциальных экспортеров, недостаток информации и т.д. Но и стимулов и инструментов поддержки несырьевого экспорта создано достаточно много.
Успешно функционирует Российский экспортный центр, предлагающий экспортерам весь комплекс услуг, от образовательных программ для потенциальных экспортеров до финансовой поддержки экспортных контрактов. Действует комплекс мер, ориентированных на продвижение высокотехнологической продукции на внешние рынки.
Утверждены паспорта приоритетных проектов "Международная кооперация и экспорт в промышленности", "Экспорт продукции АПК", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", реализация которых позволит создать максимально благоприятную для экспортеров регуляторную среду и удобные инструменты финансовой и нефинансовой поддержки несырьевого экспорта. Надеемся на активизацию работы по улучшению качества таможенного администрирования, что критически важно для экспортеров.
Ряд экспертов сегодня утверждает, что импортозамещение ведет к замедлению темпов роста экономики - мы пытаемся заместить импорт продукцией низкого качества, "лишь бы не было чужих". Вы согласны с такой точкой зрения?
Александр Шохин: Риски снижения качества продукции при одновременном росте цены на защищенном от внешней конкуренции рынке, безусловно, более высокие, чем на конкурентном.
Приоритет продукции российского происхождения при госзакупках и закупках госкомпаний сейчас действует в машиностроении, легкой промышленности, ОПК, в отношении лекарств и медицинских изделий, радиоэлектронной продукции и ряда других позиций. Этот приоритет реализуется либо в виде полного запрета на покупку иностранной продукции, либо в виде правила "третий лишний", когда иностранный поставщик не допускается до конкурса при наличии хотя бы двух заявок от российских поставщиков.
В этой связи, с одной стороны, необходимо в диалоге с иностранным бизнесом продолжать работу по уточнению критериев локализации и повышению прозрачности процедур подтверждения статуса продукции российского происхождения и продукции, не имеющей аналогов, утвержденных постановлением правительства N 719. С другой стороны, в части повышения качества отечественной продукции на первый план выходят вопросы стандартизации, сертификации продукции и борьбы с контрафактом, которыми РСПП активно занимается уже много лет.
Продукция каких отраслей, на ваш взгляд, сегодня конкурентоспособна на внешних рынках? Где потенциал сохраняется и он наиболее высок?
Александр Шохин: Таких рынков достаточно много - помимо традиционных экспортноориентированных отраслей (нефтегаз, производство минеральных удобрений, черная металлургия, АПК и т.д.), есть и новые национальные чемпионы на высокотехнологичных рынках, например, компания "Монокристалл" занимает около 30 процентов мирового рынка искусственных сапфиров. Отрасли, активно поддерживаемые сейчас, также имеют неплохой экспортный потенциал. Например, продукция транспортного машиностроения будет поставляться в страны ЕАЭС, Восточной Европы, на Кубу.
Насколько охотно иностранные и отечественные инвесторы поддерживают стратегию государства на импортозамещение? Насколько я знаю, изначально многие зарубежные компании настороженно отнеслись к ряду требований по локализации. Как сейчас?
Александр Шохин: Вопрос выработки критериев признания промышленной продукции продукцией российского происхождения - достаточно непростой. По ряду позиций промышленной продукции действующие критерии локализации, предусмотренные постановлением N 719, избыточно жесткие, тогда как по ряду позиций - недостаточно детальные.
Кроме того, для иностранных компаний важна определенность, которая может быть реализована посредством заключения специального инвестиционного контракта (СПИК). Пока таких контрактов заключено всего восемь, при этом важным фактором успешного тиражирования данного механизма является его "донастройка" с учетом предложений бизнеса.