Единственный за всю историю трехкратный обладатель "Оскара" в номинации "Лучшая мужская роль" ("Моя левая нога", "Нефть", "Линкольн"), британский актер Дэниел Дэй-Льюис объявил о своем уходе из кино через своего представителя Лесли Дарта - сообщает Variety. В заявлении Дарта отмечается, что решение носит личный характер, в силу чего ни он, ни его представители впоследствии не будут выступать перед широкой общественностью с разъяснениями причин, которые толкнули актера на этот шаг.
Этот поступок, как и многое другое в карьере Дэниела Дэй-Льюиса, начиная от выбора ролей и кончая интервью о собственном творчестве, для внешнего наблюдателя носит характер внезапности и неожиданности. Однако такой эффект, как неоднократно упоминал сам актер, создается в силу того, что съемки в кино занимают лишь небольшую часть его жизни, оставаясь сугубо профессиональным занятием и не мешая уединенной жизни семьянина, преимущественно на исторической родине, в Ирландии.
Не менее загадочен и следующий, судя по всему, финальный проект Дэниела Дей-Льюиса в кино - участие в фильме "Призрачная нить" (Phantom Thread) американского режиссера Пола Томаса Андерсона, с которым Дей-Льюису уже доводилось работать - "Нефть" (There Be Blood), снятая под его руководством, принесла актеру второй "Оскар" в карьере.
Сам Дэниел неоднократно отмечал, что ему неловко из-за того, что он, относительно редко снимаясь в кино по сравнению со своими коллегами, стяжал столько престижнейших наград. Его фильмография насчитывает немногим более двух десятков фильмов. Впервые сыграв в эпизодической роли в картине Джона Шлезингера "Воскресенье, проклятое воскресенье" (Sunday, Bloody Sunday) в 1971 году, ему пришлось поучаствовать еще в восьми кинопроектах разной степени серьезности, прежде чем исполнить роль талантливого ирландского художника и писателя Кристи Брауна в байопике Джима Шеридана "Моя левая нога" (My Left Foot), за которую он получил свой первый "Оскар".
Однако крайне щепетильный и в чем-то эксцентричный подход актера к работе над киноролями стал заметен еще раньше: в процессе создания образа врача Томаша для экранизации "Невыносимой легкости бытия" (The Unbearable Lightness of Being) по роману Милана Кундеры он приступил к изучению чешского - для выработки правдоподобного акцента. Не менее одиозным в глазах съемочной группы было его поведение во время съемок "Моей левой ноги", на всем протяжении которых Дэй-Льюис отказался выходить из образа своего персонажа, страдавшего серьезной формой ДЦП, даже вне кадра, за что впоследствии поплатился проблемами со спиной. Столь пламенная преданность актерскому методу Станиславского возмущала многих, но неизменно приносила свои плоды: основательная проработка предложенных ролей, их разноплановость, а также приобретение самых разнообразных жизненных навыков, добавившее интуитивной естественности его игре сообщают глубину практически каждому характеру, воплощенному им.
Можно ли считать заявление Дей-Льюиса выходом на пенсию - спорный вопрос, так как его внезапное искрометное появление в очередном фильме после некоторой паузы не создавало ощущения полного присутствия в кинематографе, неизменно превращая его в долгожданного гостя, нежели хорошо обосновавшегося члена американского киноистеблишмента. Ну и в любом случае, как неоднократно напоминает сам Дэй-Льюис, ему никогда не приходится скучать вдали от обезумевшей толпы: в конце концов, при нем всегда остаются навыки работы с деревом, полученные во времена буйной молодости, когда актерское будущее, в отличие от столярно-плотницких работ, было лишь туманной перспективой.