В честь 50-летия самого первого издания "Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" альбом выпущен уже в формате двойного диска. На первом - все 13 давно знаменитых хитов: от харизматичного гимна-напутствия для всех друзей мира With a Little Help From My Friends до философской и атмосферно-хрупкой баллады A Day In the Life с ведущим вокалом Джона Леннона, при первом прослушивании которой в 1967 году уже ко всему привыкший журналист Melody Maker Голдли даже расплакался... А второй - можно сказать старый новый диск - это те треки, которые до сих пор хранились в студии, неизвестные доселе версии тех же 13 песен, оставшиеся в архивах. С забракованными тогда инструментовками, иными музыкальными решениями или диалогами самих музыкантов в студии.
Альбом "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" - это еще и мастер-класс для современных музыкантов. И пример того, как надо работать над песнями. Как они оттачивали свое мастерство и не ленились в поисках оптимального исполнения каждой композиции! Знаменитая Strawberry Fields Forever ("Земляничные поля навсегда") в оригинальный диск 1967 года не попала, потому что поклонники ждали новых песен, а "битлы" не хотели спешить, оттого и выпустили ее и Penny Lane пораньше, отдельной сорокопяткой. Зато теперь она есть на втором, бонусном альбоме. Причем сразу в трех разных версиях. Одна из них - это вообще 26-й студийный дубль! А сколько их было еще?! Вот так работала ливерпульская группа, ставшая самой великой в истории неакадемической музыки.
Кому свистел Маккартни
Для тех, кто любит почитать интересные, а порой и поучительные истории, альбом N 1 снова пошел дальше всех соперников. Теперь в него вложен даже не буклет, а почти книга, пусть и небольшого формата, зато очень информативная, с массой редких фотографий и историй из жизни конца 60-х.
Например, история о том, как стоит порой рисковать! При изготовлении матрицы продюсер записи Джордж Мартин (которого все знают как "пятого битла"), чтобы создать впечатление целостности альбома, впервые в грамзаписи отказался от трехсекундных пауз между песнями, сделанных для того, чтобы слушателям было удобнее искать особо понравившиеся им песни. "Меня все отговаривали, - вспоминал Джордж Мартин. - Но я сказал: они будут слушать всю пластинку, от первой песни до сбега иголки на второй стороне - ведь парни создали настоящую музыку! А не кулек пасхальных шлягеров!" И он был прав.
Кстати, о сбеге со второй стороны, то есть финале альбома. Там Пол Маккартни записал свой свист. Для человеческого уха он почти не слышен: частота всего 15 килогерц. Но собаки его слышат, подбегают, он их чем-то привлекает. Да и другим домашним животным нравится. "Да, - недоуменно сказал, узнав об этом, сам Маккартни, и улыбнулся. - Прежде мы ничего не сочиняли для животных. И вот ведь как оказывается, все получилось случайно?" Жаль, что сами собаки покупать любимые альбомы пока не умеют...
Из истории болезни Ринго Старра
У барабанщика группы во время гастролей обострился тонзиллит, он слег в больницу. Его навещал временный сменщик Джимми Никол, который потом на вопрос Пола, Джона и Джорджа о здоровье Ринго неизменно отвечал: "Ему все лучше и лучше". Из этой фразы Маккартни в итоге и сделал песню Getting Better (со словами Getting Better Every Time, то бишь "лучше становится с каждым днем"). Ну а Леннон в конце записи чуть похулиганил. Если внимательно и на хорошей аппаратуре слушать альбом, то слышно, как он "вставляет свои 5 копеек", произнося фразу: "Хуже и быть не может".
Откуда взялась Люси
Среди лучших песен нового диска и Lucy in the Sky With Diamond (хотя они все на нем, очевидно, лучшие). Долгое время считалось, что "Люси на небе с алмазами" - это сокращенное название популярного в те годы наркотика (до этого додумался Кит Ричардс из Rolling Stones, как известно, не отличавшийся здоровым образом жизни). Но Джон Леннон утверждал: именно так его маленький сын Джулиан объяснял, что изображено на картине абстрактного художника, друга "битлов". Там и правда ничего нельзя было понять.
Две песни в одной
A Day in the Line - единственная песня "битлов", которая составлена из двух: одну написал Леннон, другую - Пол (его часть попала в серединку), да и звучит целых пять с половиной минут. Причем свою часть Пол решил сделать особенно. Сказал: "Давайте пригласим симфонический оркестр, и пусть ребята сыграют, что захотят!" Бюджета группы на весь оркестр - 90 человек - не хватило. И после долгих препирательств Джордж Мартин убедил Пола согласиться на "только" 42 симфонических музыкантов, а сам расписал их партии.
Но Пол был все равно счастлив: ребята сыграли такую импровизацию, что средняя часть песни - по-прежнему пример музыкального авангарда для нескольких поколений.
Как Пол чуть не стал вором
Перед фотографированием на обложку Пол воскликнул: "Это же оркестр сержанта Пеппера? Ну а оркестранты должны быть с трубами!" И все "битлы" отправились в музыкальный магазин. Однако денег хватило только на три инструмента. Маккартни в отчаянии попытался украсть подвернувшийся под руку рожок, но был пойман. Хорошо, что владелец оказался фанатом Beatles - не стал звать полицию и газетчиков. И в тюрьму артиста никто не посадил, и съемка состоялась, а вскоре наконец-то вышел и альбом.
The Beatles - фото