Вот уж кто не был кабинетным начальником. Первым боевым орденом 19-летний лейтенант артиллерии Дроздов был награжден за штурм Берлина, когда в конце апреля 1945-го он выкатил пушки своего дивизиона прямо на улицу и в упор уничтожил несколько фашистских танков.
Сын офицера царской армии не собирался в чекисты. Но жизнь сложилась так, как и должна была сложиться. Он говорил на немецком как немец, и ни один человек в ФРГ не заподозрил в бароне нацисте Хоэнштейне или в почтовом служащем инспекторе Клейнерте русского нелегала Дроздова. В качестве кузена Дривса он участвовал в обмене полковника Абеля-Фишера на сбитого американского летчика Пауэрса. А еще возглавлял резидентуры в Китае и США. Работал в Штатах под прикрытием заместителя постоянного представителя СССР при ООН. Тогда же разоблачил Шевченко, заместителя генерального секретаря ООН. Но призывы резидента остались неуслышанными, и предатель ушел.
И все же наивысший пик деятельности Юрия Ивановича - это руководство нелегальной разведкой. Настала его эпоха - короля нелегалов Дроздова. Личный опыт и блестящая эрудиция, гениальный дар предвидения начальника Управления "С" смогли превратить нашу нелегальную разведку в надежнейшее средство обеспечения безопасности страны. Сколько раз приходилось слышать от моих героев-разведчиков: "Это было при Дроздове... Так задумал Юрий Иванович Дроздов…". И Герои Советского Союза и России откровенно признавались: "И тогда, в трудную минуту, я пошел к Дроздову".
Никогда не сидел на месте. Разъезжая по миру, вглядывался в будущее. Это по его предложению был создан ныне знаменитый "Вымпел". Что бы страна наша делала без таких вот элитных отрядов, которые поставил на ноги Юрий Дроздов.
Признаться, был поражен, когда Юрий Иванович подробнейше описывал мне все детали штурма дворца Амина 27 декабря 1979 года. После боя, взяв здание, они с бойцами обнимались "на афганском чужом дворе". Зачем аналитику, большому начальнику, уже тогда в летах генералу было рисковать? А затем, что он был таким. Не в его правилах оставаться в стороне. За это и любили.
Юрий Иванович не походил на человека, стремившегося понравиться всем. Общаясь с ним на протяжении двух десятков лет, задавая вопросы и записывая рассказы, я порой поражался категоричности его суждений, иногда исключительному суровому отношению к тем, кто мог, но не оправдал надежд командира нелегальной разведки. Проходили годы, прояснялась ситуация, и сегодняшняя реальность доказывала: Дроздов не ошибся. Как предугадывал? Почему его оценки подтверждались, а предсказания всегда, подчеркну, всегда сбывались? То было не только глубинное знание, но и дар, который шел на пользу разведке и Родине.
Его воспоминания завораживали. Он был не из тех, которые, поведав что-то, обязательно предупреждали: "Но об этом не надо". Генерал-майор точно выверял, что можно, а чего нельзя. И в этом проявлялось его уважение и к собеседнику-журналисту, и к своим подчиненным, которых он свято берег.
Выйдя в отставку, он возглавил аналитическое экономическое объединение, дав работу немолодым коллегам по службе. А еще взялся за перо. Почитайте книги Юрия Дроздова. Они полны признаний и откровений. И, возможно, помогут понять, какое будущее ждет нас.
Бывает, мы сокрушаемся: ушел человек и столько не успел. Про Юрия Ивановича такого не скажешь. Он смог и успел.