Гендиректор компании "Государственный научный центр лесопромышленного комплекса" Владимир Кондратюк заявил "РГ", что сегодня на экспорт идет примерно две трети панелей, 80 процентов пиломатериалов. "У нас сегодня другая проблема - увеличить сбыт на внутреннем рынке, - подчеркнул эксперт. - Успехи нашего деревообрабатывающего комплекса - это высокое качество продукции при конкурентной цене, чего наши предприятия достигли благодаря массовому перевооружению и повышению квалификации работников предприятий. Поэтому вся помощь, какую мы ждем от государства, - повысить платежеспособность населения, чтобы оно могло купить нашу продукцию. Ведь, по официальным данным Росстата, мы сегодня производим пиломатериалов меньше, чем поставляем на экспорт. Почему так происходит - вопросы к Росстату. Но факт остается фактом".
Нина Козлова, гендиректор компании "ФинЭкспертиза", не согласна с тезисом, что наши лесопереработчики смогли добиться хороших показателей благодаря лишь своим собственным усилиям. Долгое время этот бизнес строился за счет экспорта древесины с низкой степенью переработки. А наращивать объемы продукции с высокой добавленной стоимостью экспортеры стали после падения курса рубля, значительно увеличившего их выручку и конкурентоспособность. "Работает на увеличение доли продукции более глубокой переработки и правительство. Субсидируются проценты по кредитам, взятым на создание высокотехнологичных производств. Обнуляются пошлины на вывоз продукции глубокой переработки и импортные пошлины на ввоз деревообрабатывающего оборудования, - подчеркнула она.
- Малый и средний бизнес фактически освобожден от обязательств по проведению кадастрового учета и других процедур, сопутствующих аренде, за счет перехода на работу на основании краткосрочных договоров купли-продажи лесных насаждений. В России заработала Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины, призванная минимизировать количество незаконных вырубок. Все чаще о развитии глубокой переработки задумываются и во властных структурах "лесных" регионов РФ".
Главный редактор журнала WhatWood Кирилл Баранов обратил внимание на тенденции в производстве фанеры. "Фанерная отрасль - самая прибыльная в деревообработке, на ее долю приходится 23 процента всей выручки деревообрабатывающей промышленности. Также у фанерной индустрии высокая маржинальность, - подчеркнул Кирилл Баранов. - Фанерная отрасль сегодня - это 65 заводов проектной мощностью 4 миллиона кубов. Они работают с загрузкой 85-90 процентов. На внутреннем рынке продается 1,5 миллиона кубов фанеры. Сокращение внутреннего спроса и слабый рубль привели к тому, что экспорт в 2015-2016 годах заметно вырос. Наиболее важными рынками являются США, Египет, Германия и Турция. В целом же наша фанера заметно влияет на ценообразование в Европе, скандинавским и прибалтийским заводам приходится сокращать смены, искать средства на модернизацию, снижать цены, чтобы конкурировать с продукциейиз РФ".
Эксперт добавил, что рыночные перспективы побуждают компании строить новые мощности. Производством таких продуктов, как древесноволокнистые плиты средней (MDF) и высокой (HDF) плотности и ДВП в России занимаются 26 предприятий, из них плиты сухого способа производства выпускают 14 заводов. На рынке постоянно прибывают новые мощности: компания Kastamonu ввела вторую очередь мощностью 485 тысяч кубов тонких MDF, группа Egger открыла линию на 350 тысяч кубов. "Роскитинвест" (российско-китайское СП, Томская область) работает в тестовом режиме, поставляя плиты по России и в Узбекистан и готовится к официальному открытию. Игоревский ДОК, входящий в группу "Русский ламинат", также намерен открыть производство в этом году, - представил ситуацию Кирилл Баранов. - Спрос на MDF тесно зависит от состояния мебельного рынка, и сложности в российской экономике напрямую сказываются на ситуации в этой отрасли. С запуском новых мощностей конкуренция заметно обострилась, производители снижают цены. В перспективе выгодный курс рубля дает возможность поставлять продукцию на экспорт: Kastamonu нашла потребителей в Китае, СНГ, Иране и на Балканском полуострове, "Завод МДФ" - в Иране, Egger увеличила поставки ЛДСП, напольных покрытий и MDF в Восточную Европу и страны Балтии".
Также постепенно также насыщается мощностями рынок новой для России продукции - ориентированно-стружечной плиты (OSB). За несколько лет в России возникло собственное производство этих плит, которое радикально изменили товарные потоки и почти закрыли импорт. Крупными производителями являются ДОК "Калевала" и "Кроношпан Егорьевск", к ним также можно добавить завод компании "Кроношпан" в Могилеве, который поставляет продукцию на российский рынок в рамках Таможенного союза. "В начале 2017 года производство OSB также было запущено на заводе "Талион-Терра" в Тверской области. Среди крупных анонсов в этом сегменте - возможная установка второй линии на ДОК "Калевала" и проект "Кроношпана" в Уфе", - подчеркнул Кирилл Баранов.