22.06.2017 19:08
Общество

Врач: В России нет должной онкологической настороженности

По данным ВОЗ, большинство онкозаболеваний выявляются в четвертой стадии
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (7302)
Чуть ли не каждый день появляются сообщения о новых лекарствах против рака. Они создаются в разных странах, в России в том числе. Совсем недавно получили премию "Призвание" специалисты из Нижнего Новгорода, которые создали чип, способный безошибочно выявлять рак.
Читать на сайте RG.RU

Между тем онкология не сдает позиций: по-прежнему занимает второе место после сердечно-сосудистых заболеваний и по количеству, и по летальному исходу. Как показывает практика и данные ВОЗ, главная причина - позднее выявление рака. Почему позднее? Об этом обозреватель "РГ" беседует с руководителем отделения новых медицинских технологий Медицинского радиологического научного центра имени А.Ф. Цыба профессором Мариной Киселевой.

Собянин учредил гранты поликлиникам за работу по раннему выявлению онкологии

Марина Викторовна, всех потрясла история 24-летней Дарьи Стариковой из города Апатиты Мурманской области, которой удалось во время "Прямой линии" с президентом рассказать, как не вовремя выявленный у нее рак, а потому неадекватное лечение привели к четвертой, последней, стадии заболевания. Молодую женщину срочно доставили на специальном самолете в Онкологический институт имени П.А. Герцена. Очень хочется, чтобы Дарью спасли.

Марина Киселева: Четвертая стадия - это, конечно, очень плохо. Однако хочу сказать: у нас есть средства и против четвертой стадии. В случае с Дарьей речь, возможно, идет о поражении позвоночника. У нас есть опыт лечения злокачественного поражения костей с помощью радионуклидной терапии с использованием изотопа самария. Радиоизотопный нуклид самарий внутривенно вводится пациенту, накапливается в опухолевом очаге и оказывает лечебное действие. Нередко это полное уничтожение опухоли, а значит, излечение.

Кому доступно такое лечение? Оно применяется только в центре имени Цыба?

Марина Киселева: Доступность не всеобщая. Хотя это лечение применяется еще в нескольких федеральных центрах. И мы принимаем всех, кого к нам направляют, из любого уголка страны. Беда в другом: на местах нет должной онкологической настороженности.

И поэтому 70 процентов больных раком выявляются в далеко зашедшей форме? Вы можете назвать главные причины?

Марина Киселева: Они четко обозначены ВОЗ: это врачебные ошибки, позднее обращение за врачебной помощью, отказ больного от обследования, безразличное отношение больного к своему здоровью, скрытое течение заболевания.

Диагностические ошибки составляют 40-45 процентов, а по некоторым регионам - 55 процентов. Но мне бы не хотелось всю вину адресовать врачам. Они ошибаются не по злобе, а потому, что у них недостаточно знаний симптоматики злокачественных опухолей.

Марина Киселева: И это незнание очень опасно. Нет правильно установленного диагноза, поэтому назначаются неадекватные методы лечения. Скажем, при злокачественных опухолях мягких тканей ошибочно назначают тепловые процедуры, а при онкологических заболеваниях костей - массаж.

Почти половину онкологических заболеваний можно предотвратить

Это все говорит об отсутствии онкологической настороженности? Что вообще входит в это понятие?

Марина Киселева: Знание симптоматики злокачественных заболеваний в ранних стадиях. Знание предраковых болезней и умение их лечить. А для этого нужны условия обследования больного. Это возможно, если на местах есть онкологические учреждения, где трудятся специалисты, знающие принципы онкологической помощи. Все это сложно. Трудности связаны прежде всего с отсутствием клинических признаков в начале заболевания. Потому врач должен внимательно выслушать пациента, тщательно собрать анамнез. Необходим грамотный полный осмотр больного, а не только осмотр пораженной области. Лишь при таком осмотре можно выявить сопутствующие заболевания и внести коррективы в назначенную терапию.

Такое под силу врачу общей практики?

Марина Киселева: 32 здоровых ребенка родили бывшие онкологические больные

Марина Киселева: Мы иногда впадаем в крайности. То все внимание уделяем узким специалистам, то врачам общей практики. Хотя очевидно: только сочетание и тех, и других может дать положительный результат. К сожалению, в первичном звене медицинской помощи все меньше узких специалистов: онкологов, отоларингологов, неврологов. Это приводит к потерям в охране здоровья. Конечно, хорошо, что строятся перинатальные центры. Но когда в глубинке нет даже акушерки, это вряд ли можно приветствовать. Хочу сказать об инициативе, которую проявило руководство Национального медицинского исследовательского радиологического центра во главе с академиком Андреем Дмитриевичем Каприным. Дважды в неделю ведущие специалисты центра в формате онлайн обсуждают с коллегами из 18 онкологических учреждений страны сложные клинические случаи. Вместе вырабатывается тактика лечения больных. Эти консилиумы ведут онкологи с той и с другой стороны.

По данным ВОЗ, можно предотвратить 30-50 процентов онкологических заболеваний, если избегать факторов риска? Что это за главные факторы риска?

Марина Киселева: Употребление табака - самый значительный риск развития рака, на который приходится почти 22 процента случаев смерти от него. Далее - избыточный вес, отсутствие физической активности, употребление алкоголя, ультрафиолетовое излучение, загрязнение воздуха. И, конечно, стресс!

Сам диагноз "рак" повергает человека в глубокий стресс. Как выйти из него?

Марина Киселева: Стараюсь вывести из него, сообщая, что некоторые из самых распространенных локализаций рака, таких как рак молочной железы, шейки матки, толстого кишечника, имеют высокие показатели эффективности лечения. Излечиваются даже семинома яичка, лейкемия, лимфома у детей. В болезнь, тем более раковую, уходить нельзя.

Комментарий

Андрей Каприн, директор Московского научно-исследовательского онкологического института имени Герцена, академик РАН:

Сибирские ученые создали самый маленький противораковый лазер

- Дарья Старикова из города Апатиты 19 июня специальным бортом была доставлена в Москву, в наш институт. Сразу началось комплексное обследование. Проведено ПЭТ-КТ всего тела. Выполнено гистологическое исследование и взятие биопсии, ангиография (исследование сосудов малого таза). Нами установлено, что процесс ограничен малым тазом, без удаленного метастазирования. Клинический диагноз: рак шейки матки четвертой стадии. Процесс развивается быстро, опухоль давит на позвоночник, потому такие сильные боли именно в позвоночнике.

Исследования продолжаются. Планируется ряд дополнительных специфических анализов желудочно-кишечного тракта и почек. После окончания обследования будет проведен консилиум для решения вопроса о дальнейшей тактике ведения пациентки. Как один из вариантов лечения рассматривается возможность проведения эндоваскулярной регионарной химиотерапии. На фоне назначенного лечения состояние Дарьи улучшилось: повысился гемоглобин, нормализовались показатели работы почек.

Здоровье