Избегайте зазывал
Прилетев в Москву на самолете или приехав на поезде, путешественник прежде всего сталкивается с зазывалами. В аэропортах они поджидают его на выходе, на вокзале - прямо на платформе. Эксперты предупреждают: не связывайтесь. Человек, дежурящий в аэропорту, лишь диспетчер. Он, скорее всего, передаст вас водителю на неизвестной машине, которого вы даже не увидите, соглашаясь на поездку. И цена будет завышена: придется оплатить не только услуги перевозки, но и работу самого зазывалы. Кроме того, в аэропортах, по словам Евгения Грэка, еще встречаются схемы тарифного обмана. Например, на вопрос о стоимости поездки пассажир получает ответ: "200 рублей". И только уже в дороге выясняется, что имеется в виду 200 рублей за километр.
Зарабатывают на тех, кто не уточняет стоимость поездки, не только на вокзалах и в аэропортах, но и в гостиницах, кафе. На просьбу вызвать такси клиенту могут подать машину "элитного уровня", поездка в которой до метро обойдется как билет из Москвы до Владивостока. И абсолютно законно. Единственный способ застраховаться: тщательно выяснять стоимость поездки до того, как такси тронулось с места.
Официальная диспетчерская: доверяй, но проверяй
Несколько лет назад аэропорты и некоторые вокзалы начали открывать собственные службы такси. Там, где они есть, машину можно заказать на стойке, оформленной в символике аэропорта или вокзала. Это авто не аэропорта, а компании, с которой у воздушной гавани заключен договор на перевозки. С большой долей вероятности все будет официально, хоть и несколько дороже стандартных расценок на трансферты "аэропорт-город". Аэропорт дорожит своим именем, подбирает перевозчиков старательно.
Тем не менее Евгений Грэк рекомендует не расслабляться и с официальными перевозчиками. По его словам, случаются факты, когда на вокзалах вполне официальные диспетчеры передают заказы не официальному перевозчику, а своим знакомым "бомбилам".
Приложения: все записано
По мнению Ирины Зариповой, неплохим вариантом для вызова такси в аэропорт могут стать мобильные приложения агрегаторов: "Яндекс.Такси", "Убер", "Гет" и другие. Их деятельность не регламентируется законом о такси - агрегатор не несет ответственность за поданную машину, но в Москве ими можно пользоваться относительно безопасно. Все они подписали добровольное соглашение о работе со столичным департаментом транспорта, в котором, в частности, обязуются работать только с легальными перевозчиками, автомобили которых имеют разрешение на осуществление деятельности такси.
Приложения, как правило, работают во многих странах, и для поиска машины нужен только Интернет. В программе, отмечает Ирина Зарипова, сразу же обозначается стоимость поездки и, если по ее завершении, таксист просит больше, можно подать претензию агрегатору. Как правило, последний в таких вопросах, встает на сторону клиента. У агрегаторов есть оценочная система - чем выше рейтинг у водителя, тем быстрее он получает заказы. Оценки ставят сами пассажиры - просьба оценить поездку приходит в смартфон после ее завершения.
"В России мы сотрудничаем только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, - пояснила "РГ" Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ. Перед подключением к системе информируем партнеров о ряде правил, обязательных к соблюдению. Так, недопустимы никакие формы агрессии, нахождение в салоне посторонних, угрозы пассажирам, попытки получить большую сумму за проезд, чем та, что рассчитана приложением, и др. Мы просим пользователей обязательно сообщать о любых инцидентах в службу поддержки, которая реагирует на все поступающие жалобы и помогает решить любой вопрос быстро и эффективно. В случае грубых нарушений водитель может быть отключен от платформы".
"Технологии "Яндекс.Такси" позволяют оперативно отслеживать любые попытки водителей обмануть систему - к ним мы применяем самые жесткие санкции, вплоть до отключения от приема заказов навсегда, - заявили "РГ" в "Яндекс.Такси". - Если человеку кажется, что сумма, списанная за поездку, больше той, которая была показана в момент заказа, он может обратиться в службу поддержки сервиса. Служба работает без выходных и праздников, круглосуточно. Мы принимаем обращения по телефону, по электронной почте, отзывы из приложения".
Но и эта система несовершенна. По словам Ирины Зариповой, по вызову через приложения в Москве и области может приехать и не столичное такси, а не у всех близлежащих к Москве регионов есть соглашения. "Стоит отметить, что сетевики и агрегаторы отказываются от ответственности за несвоевременную подачу автомобиля или последствия оказания некачественной услуги, о чем пишут в пользовательском соглашении", - добавляет Евгений Грэк. - Поэтому пользоваться службами, не имеющими своих авто и ни за что не отвечающими, стоит тоже осторожно".
Где гарантия безопасности?
По мнению Евгения Грэка, самый безопасный вариант - заранее, еще перед поездкой, поискать в столице проверенную компанию - таксопарк, владеющий собственными автомобилями, где работают водители в соответствии с действующим законодательством. Еще лучше, если она проверена в деле вашими знакомыми. Это гарантирует фиксированный тариф и то, что водитель прошел предрейсовый медконтроль, а машина - техосмотр. "Большие компании дорожат своим именем, у них существует система подбора водителей, контроля качества", - говорит эксперт.
Если же в Москве не у кого спросить совета, то Евгений советует внимательно посмотреть на водителя - он должен быть трезвым, выспавшимся и не уставшим. "Если он ведет себя неадекватно, совершает резкие маневры, тормозит без причины, засыпает на светофорах или вы чувствуете запах перегара, не стесняйтесь отказываться от его услуг, - говорит эксперт. - Если вам сложно сказать прямо, что он вам не нравится, и вы уже тронулись с места, скажите, что у вас внезапно изменились планы и вам нужно выйти прямо здесь. Безопасность превыше всего".
"Еще один совет: желательно, чтобы на машине были желтые номера. Это признак того, что компания занимается перевозками профессионально и прошла ряд проверок, - добавляет Ирина Зарипова. - Кроме того, пассажир всегда может попросить путевой лист с отметками о медосмотре и техосмотре. Водитель не обязан его показывать пассажиру, но если он откажется, это лишний повод задуматься, все ли в порядке. Кроме того, в машине должна быть табличка с реквизитами компании-перевозчика, а также контактной информацией уполномоченного органа".
Ну а если в ходе поездки все-таки не удалось избежать проблем, постарайтесь запомнить номер машины, фамилию и имя водителя - в приложениях эта информация отображается автоматически - и жалуйтесь. Агрегатору, в полицию или, если дело произошло в Москве, в департамент транспорта.
Кстати, деньги несчастному чилийцу жадный таксист, после того как к нему пришла полиция, вернул. Да еще и извинился.
Непорядочные таксисты встречаются и в других странах, даже если там тарифы регулируются. В зоне риска оказываются люди, плохо знающие язык и особенности страны. Совет простой: будьте начеку, особенно в аэропортах и на вокзалах.