Среди участников ставшего традиционным заседания были представители федеральных министерств обороны, промышленности и торговли, экономического развития, финансов, антимонопольной службы, Центрального банка РФ, госкорпораций, предприятий ОПК, научных и общественных организаций.
"Приоритетные направления развития ОПК РФ - нормативно-правовое регулирование" - тема для оборонщиков в современных условиях важная и актуальная.
- Заканчивается работа по формированию Госпрограммы вооружения (ГПВ) на 2018-2025 годы, которая утвердит качественные и количественные параметры вооружения и военной техники. Это предъявляет и требования к предприятиям ОПК - способны ли они, с сегодняшними технологическими укладами, выполнить те задачи, которые будут поставлены Президентом РФ? - обозначил проблему председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Новая ГПВ, которую президент, как ожидается, утвердит в конце текущего года, уже прошла многократное предварительное изучение и обсуждение на разных площадках, и сейчас можно сделать определенные прогнозы. Как отметил заместитель председателя Совета по законодательному обеспечению ОПК, зампредседателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев, ОПК будет существенно и серьезно загружен задачами разработки, создания и поставки новых вооружений и военной техники до 2025 года.
Но в то же время была обозначена и предстоящая диверсификация производства. По инициативе зампредседателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина принято решение о создании отдельной госпрограммы развития гражданского производства. В послании Федеральному Собранию президент определил конкретные контрольные цифры: ОПК в структуре объема выпуска товарной продукции к 2020 году должен выйти по производству гражданской продукции на 17 процентов, к 2025-му - на 30, 2030-му - на 50.
Замначальника Главного управления вооружения Министерства обороны РФ Борис Наконечный проинформировал об основных вопросах взаимодействия госзаказчика с предприятиями-исполнителями ГОЗа в текущей ситуации и в перспективе. Доля современных образцов техники в Вооруженных силах РФ должна составить не менее 70 процентов. Сегодня ГПВ формирует запрос к ОПК не просто на наукоемкую оборонную продукцию, но и на продукцию, в которой реализованы новейшие достижения науки и техники, с качественно новыми свойствами.
Также Борис Михайлович отметил важность госрегулирования ценообразования в сфере ОПК. Над этим вопросом уже два года работает ФАС - подготовлен документ, объединяющий и систематизирующий действующие сейчас акты правительства в этой сфере.
- Суть документа в том, чтобы создать механизмы мотивации снижения затрат для предприятий ОПК. При этом гарантировать сохранение всей достигнутой экономии в ходе модернизационных процессов предприятиям промышленности, - отметил заместитель руководителя ФАС Максим Овчинников.
Но для большинства предприятий ОПК по-прежнему остро стоит вопрос эффективной работы в условиях действующего ФЗ-275. Трудности, с которыми сталкиваются исполнители ГОЗа, выявили специалисты Научно-исследовательского института судостроительной промышленности "Центр" в ходе опроса 700 предприятий. Среди проблем - невозможность получения прибыли при поэтапном выполнении заказа, возмещения компенсации расходов собственных средств, направленных на формирование запасов продукции, сырья и материалов, длительные сроки согласования условий оформления контрактов.
Продолжил эту тему гендиректор АПЗ Олег Лавричев. От лица производственников нижегородского региона он озвучил те трудности, которые создает ФЗ-275 хозяйствующим субъектам.
- Действующая редакция закона исключает возможность обслуживания текущих кредитных портфелей, возврат с отдельного счета сумм займов, кредитов и процентов, полученных в неуполномоченных банках, в том числе привлеченных до сентября 2015 года, на создание производственных мощностей и страховых запасов для выполнения ГПВ. Мы предлагаем закрепить в законе такую возможность по возврату кредитов, привлеченных с целью выполнения гособоронзаказа, - отметил Олег Вениаминович. - Необходимо, на наш взгляд, дополнить закон нормой, позволяющей не только головникам, но и исполнителям, скажем до 3-го уровня кооперации, закрывать поэтапно госконтракт, получая при этом причитающуюся часть прибыли, не дожидаясь закрытия всего госконтракта.
Также среди озвученных предложений - разрешить предприятиям возмещение с отдельного счета командировочных расходов, затрат на выплаты стимулирующего характера и изменения в методологии учета затрат по ГОЗу, связанных со специспытаниями.
- Сейчас эти затраты учитываются только на уровне цеховой себестоимости. При этом существующая методика не учитывает затраты на последующее их длительное хранение и утилизацию. Образцы изделий, прошедших периодические испытания, накапливаются на предприятиях, которые несут издержки. Предлагаем разработчикам новой методики обязательно учесть эти вопросы и затраты на проведение специспытаний по полной себестоимости изделий, а также затраты на их хранение в арбитражных помещениях и последующую утилизацию, - подчеркнул Олег Вениаминович.
Работа по совершенствованию ФЗ-275 в Нижегородской области ведется давно и системно - все предложения нижегородцев основаны на практическом опыте.
- Многие вопросы, с которыми обращаются промышленники, услышаны, проработаны и поддержаны. Это вопросы ценообразования, финансирования и авансирования ГОЗа, возможности оптимизировать некоторые механизмы для обеспечения своевременного выполнения ГОЗа. На этой площадке формируется как раз та консолидированная позиция, которая создаст нормальные условия работы хозяйствующих субъектов, выполняющих ГОЗ, - отметил Олег Лавричев.
Сложности при работе с ФЗ "О ГОЗе" испытывают не только предприятия, но и уполномоченные банки. Елена Третьюхина, начальник Управления валютного контроля и банковского сопровождения ПАО "Банк ВТБ", рассказала о противоречиях существующих законодательных актов и о возникающих в связи с этим операционных трудностях для банков и предприятий ОПК.
По итогам заседания направлены рекомендации в адрес Правительства РФ, Центробанка, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты РФ, госкорпораций и интегрированных структур ОПК, направленные на дальнейшее развитие отрасли.
Кстати
Генеральный директор АО "Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина" Олег Лавричев вошел в состав Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы. Об этом стало известно на заседании Экспертного совета ФАС, прошедшем на прошлой неделе в Москве, где и состоялось знакомство с новым составом совета. В него вошли руководители ФАС, Министерства обороны, депутаты Государственной Думы, представители ведущих оборонных предприятий, Торгово-промышленной палаты, Коллегии ВПК РФ, Совета Федерации РФ, Службы внешней разведки и других органов. На заседании был утвержден план мероприятий рабочих групп на 2017 год. Олег Вениаминович вошел в состав сразу двух рабочих групп: по совершенствованию законодательства в сфере ГОЗа и практики применения такого законодательства, а также по межведомственному взаимодействию по обеспечению контроля в сфере ГОЗа.
Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина"