28.06.2017 20:03
Культура

В Санкт-Петербурге открылась выставка "Балалайка. Русский детектив"

Какие тайны скрывает экспозиция "Балалайка. Русский детектив"
Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №140 (7306) Российская газета - Столичный выпуск: №140 (7306)
Выставка "Балалайка. Русский детектив", открытая в Санкт-Петербургском музее музыкального искусства, относится к необычному жанру: выставка-расследование.
Читать на сайте RG.RU

- Балалайка, которую мы все привыкли воспринимать как символ "русскости", на самом деле - отнюдь не самый "исконно наш" инструмент, - отмечает куратор проекта Варвара Летягина. - Взгляните на эти инструменты: гусли, домра, гудок - они старше балалайки на многие века. Гудок вообще появился на Руси в Х веке. А первые упоминания о балалайке - лишь в 1688 году.

В Риме презентовали выставку, посвященную Пальмире

И в биографии ее много белых пятен. Историки музыки до сих пор спорят, явился ли этот инструмент самобытным русским изобретением, или он имеет тюркские корни: даже неспециалисту видно, как напоминает балалайка древние азиатские дутары и думбраки... Тем не менее именно эта самозванка с неясным происхождением и сомнительной репутацией отчего-то вытеснила гусли, а в ХХ веке принялась осваивать академическую карьеру.

Большая часть экспозиции посвящена Василию Андрееву. В мемуарах он признавался: услышав впервые, как играет на балалайке его слуга Антип, "влюбился в этот убогий инструмент". Позже организовал "Общество любителей игры на балалайке", потом - первый в России оркестр народных инструментов (к слову, в будущем году ему исполнится 130 лет) и стоял у истоков целой школы мастеров по их изготовлению.

На выставке есть первые "андреевские" балалайки, которые по его заказу делал известный скрипичный мастер Владимир Иванов. Для выставки 1900 года в Париже их расписывал сам Врубель. А мастер Франц Пасербский изобрел для оркестра Андреева целый балалаечный секстет: от балалайки-пикколо до балалайки-баса. Представлены здесь и знаменитые балалайки работы Семена Налимова, которого называли "балалаечным Страдивари".

Историки спорят, является ли этот инструмент русским изобретением

На выставке есть раритеты, существующие в мире в единственном экземпляре: например, огромная балалайка октет-бас - ее звук на октаву ниже самого "толстого" контрабаса. А есть - электробалалайка, изготовленная русскими умельцами аж в 1947 году. Для сравнения: первые электрогитары в Америке появились всего за 14 лет до этого, в 1933-м.

Но пожалуй самое интересное на этой выставке - кабинет-мастерская, где воочию можно увидеть все стадии изготовления балалайки. А еще в интерактивных зонах можно, надев наушники, услышать, как использовали балалайку в своих оперных и симфонических произведениях Дмитрий Шостакович, Софья Губайдулина и другие. Кстати, первым "оперу для балалаек" написал композитор Фомин, за основу либретто была взята пушкинская сказка "О мертвой царевне и семи богатырях".

"Обитаемые пейзажи" Гарифа Басырова показали в ГМИИ им. А.С.Пушкина

"Детективная" выставка вообще рассказывает немало занимательных сюжетов из балалайкиных приключений. Например, о том, как русский виртуоз-балалаечник Борис Трояновский выступал со своей трехстрункой в Виндзорском замке перед двумя королями: английским и португальским. Во время гастролей в Британию он познакомился с Сарой Бернар и настолько пленил звезду сцены своей игрой, что она похитила его для выступления в ее парижском театре.

Такой полной и всеохватной выставка получилась еще и потому, что к ее созданию были привлечены многочисленные исторические и художественные музеи Петербурга, Москвы, Ульяновска, Смоленска... Ну а для тех, кто хочет примерить на себя карьеру балалаечника, музей предлагает взять инструмент в руки: попробуй, сыграй!

Актуальное искусство Санкт-Петербург Северо-Запад